У неё много благодарностей, два диплома, грамота «За достижение высоких показателей в труде и успешное выполнение социалистических обязательств». Подписаны, как и полагалось в то время, руководителем предприятия, секретарём парторганизации и председателем профкома. Есть медали - «Ветеран труда» и юбилейные. И самая для неё дорогая «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Александра Фёдоровна Захарова родилась 8 июля 1928 года в крестьянской семье. Детство прошло в несуществующей ныне деревне Шандар Уватского района. Запомнилось лишь нескончаемой работой по дому. Как самая старшая, помогала больной матери обихаживать младших сестер. И взросление было нелегким, однако след оставило более яркий: с 13 лет она участница трудового фронта. Их, совсем еще девчонок, отправили на лесозаготовки. Два первых года работала на валке леса, здесь случилось несчастье: бревна с воза раскатились, одним переломило ногу. Слава богу, жива осталась! Вылечилась и еще два года вывозила лес на лошадях. Затем была работа в рыболовецкой бригаде на Иртыше. И в лесу, и на реке подростки трудились в неимоверно тяжелых условиях. Однако нытья и слез не было, напротив, стиснув зубы, старались как можно больше сделать для фронта, для Победы.
Кем только не поработала она за долгую трудовую жизнь, но везде справлялась, проявляя упорство и терпение. Плохо трудиться не умела. Когда они с мужем Степаном перебрались на жительство в Туртас, в местной больнице ей предложили должность санитарки. Устроилась. Принялась убирать помещения, мыть полы, ухаживать за больными, да так и осталась здесь на долгие годы. Не перечесть благодарностей за добросовестное отношение к своим обязанностям, за чуткость, отзывчивость, душевное отношение к пациентам и персоналу!
В околотке ее знают все от мал до велика. Спросите бабу Шуру Захарову - дом укажет каждый. Обосновались они здесь в 1978 году - старожилы, стало быть. Но какой уж год Александра Фёдоровна проживает одна. Дорогой ее сердцу Степан Сергеевич, с которым родила четверых детей, скончался 60-летним. Дети: Надежда (старшая), Николай, Василий, к слову, бывший депутат облсовета, и самый младший Анатолий Степанович. «Я да Анатолий - мы вдвоем у нее остались, но проживаем отдельно» - рассказывает Надежда Степановна, сама давно пенсионерка. Внуков пятеро. В том числе двойняшки Оля и Даша, студентки второкурсницы Тобольского пединститута, а давно взрослый внук Рома окончил нефтегазовый, живет и работает в Тюмени. Есть правнуки - трое.
Раньше частенько навещали Александру Фёдоровну женщины от совета ветеранов и ребятишки из школы. Но затем всё реже и реже, разве по большим праздникам, а в будни и вовсе подзабыли дорожку к дому бабы Шуры. Но обиды у нее никакой, для нее главное - внимание, в помощи она пока не нуждается. Вдвоем с дочерью, ну и сын тут как тут, управляются по дому. Впрочем, особых забот жилище не требует. Отопление давно газовое, ей, как ветерану, подвели газ одной из первых, но печь с плитой - в резерве. Иногда растопит: она любительница посидеть, как бывало, перед огнем. Что к огню ближе, то жарче; что к сердцу ближе, то больнее. А болеть ему было о чем. Выпало на долю Александры Фёдоровны немало скорбных дней, когда в разное время, при разных обстоятельствах трагически гибли самые близкие ей люди: муж, двое сыночков, двое внучат. Но время всякое горе лечит, словно огнем прижигает.
Из радостей, если можно так назвать, телевизор, который включает погромче: неважно стало со слухом. Сама сварит себе кашу, предпочитая рисовую, да прогуляется в последний на их улице дом за молоком, которое они покупают на троих: всё какое-то движение.
9 мая Александра Фёдоровна была на митинге с портретом отца Фёдора Ефимовича, погибшего на фронте в 1942 году. Пришла пешком из-под горы, сопровождаемая дочерью. И это имея за плечами девяносто лет! И никакой палочки. «Это что. Осенью мама еще и картошку выкапывала», - подсказывает дочь. - Хозяйство, правда, теперь никакое - огородец да кошка - но в 70 лет на покосе только так литовкой управлялась, мешки поднимала, да и сейчас норовит пройти на участок».
Занедужила как-то Фёдоровна, собралась дочка везти ее в Тюмень. Кто-то из знакомых сказал: куда вы ее в восемьдесят-то лет! Ей, если откровенно, на кладбище пора, а не на обследование. Но старая, вернувшись из Тюмени, представьте, десять лет прожила и дай бог еще прожить два раза по столько. Подняла ее тогда тюменская докторша Людмила Николаевна Воронова. Когда Надежда со своими хворями бывает у нее на приеме, та всегда поинтересуется: как там Александра Фёдоровна? И обязательно передаст привет.
Захарова в детстве крещеная, ходила в церковь. Сейчас, конечно, нет того терпения и сил, как ранее, выстоять службы. Но она по-прежнему безгранично благодарна Господу, не поскупившемуся отмерить ей столь долгий век.
Фото автора
К другим новостям "Уватских известий"