Медиакарта
18:32 | 24 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Частичка Беларуси на сибирской земле

14:00 | 14 июля 2018
Источник: Красная звезда

   Значительно удалённый от райцентра таёжный край – 70 километров… Его живописные крутые увалы, с высоты которых можно разглядеть внизу реки молодого березняка, грибные поляны, из года в год манящие грибников со всего района, и самобытные селения, в которых всё ещё живут потомки белорусов, пришедших в далёком 19 веке в Сибирь в поисках лучшей доли, и где до сих пор можно услышать характерный окающий говор… Всё это Ермаковское сельское поселение. Когда-то эти места были не обжиты, никто не пользовался их природными богатствами. Так было до появления здесь переселенцев-самоходов (так этих людей прозвали в народе, сами ведь пришли, своим ходом, никто не звал). Если здесь в изобилии росла липа, рыбы в озёрах и зверья в лесу было не мерено, а главное – море свободной земли, то в родной Белоруссии крестьянам жилось совсем тяжко. Все угодья присвоили себе помещики, а малоземельным оставалось только одно – батрачить на них за кусок хлеба. Но и этот вариант от голода и нужды бедноту не спасал. И потому, как узнали они, что можно в буквальном смысле начать новую жизнь, на новом месте, где всего будет в достатке, только не ленись, работай, сразу послали своих в разведку (ходоков). И те пришли, «сугледу поглядели», подтвердили слухи, и двинулись в Сибирь белорусские переселенцы, в дикую тайгу, везя с собой своё нехитрое добро: семена сельскохозяйственных культур, деревянные сундуки с посудой и орудиями труда да кое-что из одежды - на первое время…

                      История заселения и первые поселенцы

   Исконно белорусские селения в Викуловском районе есть только в Ермаковской стороне. Их, конечно, наперечёт (Ермаки, Осиновка, Еловка, Жигули), но истории их основания потомки отчаянных самоходов, не побоявшихся осваивать новые территории, до сих пор бережно хранят. В настоящее время здесь живут люди, в роду которых так или иначе, но прослеживаются белорусские корни. Сегодня, услышав типичные фамилии переселенцев: Шевелёвы, Янковы, Денисенко, Черняковы – сразу понимаешь: эти люди с Ермаковской стороны, а если спросишь для подтверждения, то так оно и есть. От своих прадедов они знают, кто основал деревни, откуда они пришли, и хорошо, что всю эту информацию вовремя записали. Руководитель ансамбля «Россияночка» при Ермаковском Доме культуры Надежда Ивановна Вычужанина прямой потомок переселенцев, давно интересуется основанными переселенцами деревнями, она  охотно поделилась информацией с районной газетой.

   Известно, что в 1884 году выходцы из д. Бушевка Могилёвской губернии основали Осиновку, в 1886 году переселенцы из д. Рагинь Рогачёвского района Могилёвской губернии — Ермаки, в 1900 году самоходы из Гомельской области основали Еловку. Название «Еловка» осталось от места первого поселения – им для переселенцев стал еловый лес. Деревья выпиливали, и тут же ставили хаты, состоящие из одной общей комнаты. Первыми сюда пришли Глеб Алексеевич Зайцев с женой Ефросиньей и дочерью Кристиной, которой на тот момент было семь лет. Вместе с ними основателем деревни считается Михаил Артёмович Ермоленко. Уже в 1897 году, согласно ведомости Тобольской Казённой палаты, здесь проживали семьи с фамилиями Поздняковы, Турковы, Казаковы, Гороченок, Павлюковы, Леоненко, Жердецкие, Сердюковы, Кричевцовы, Веренковы, Шимбалёвы, и другие.

   А вот основателями Ермаков считаются братья Крупниковы и Евдоким Григорьевич Мельников. Со слов внучки самоходов, Лидии Филипповны Прокопцовой, её отца, Филиппа Максимовича Босякова, родившегося 5 августа 1880 года в д. Меркуловичи Рогачёвского района, родители перевезли в Ермаки в 4,5-летнем возрасте. Его женой была Лукерья Прокопьевна Босякова, дочь Крупникова Прокофия Емельяновича, основателя с. Ермаки. Приглянулись эти земли ходокам тем, что липы много, можно лыко драть и лапти, корзины плести. Сперва, как пришли, также строили общие землянки, в которых жили по несколько семей в каждой. А потом к основателям села переселилось ещё 20 семей белорусов. По данным сохранившихся документов, здесь проживали Цитриковы, Черняковы, Грещенко, Жариковы, Воробьёвы,  Мельниковы, Суздалевы, Слепченко, и другие. Переселенцы очищали место под деревню, прилагая максимум усилий: корчевали деревья рогалюхами, топорами, мотыгами.

   Деревню Осиновку основали Егор Филиппов и братья Ковальковы. Чуть позже обосновались здесь Алексей Шевелёв, Кирила Борков, Спиридон Потапович Шарайкин. Приехали с семьями, их детям в то время было по 3-5 лет.

   Эти белорусские деревеньки выросли в двух километрах друг от друга, люди дружили между собой, в трудную минуту выручали один другого.

   А вот самую отдалённую деревню – Жигули -- говорят, основали жители белорусской деревни Усушки. Они пришли позже остальных, хотели подселиться к челдонам в Скрипкино, но они их не приняли (челдонам даже жениться на белорусках не разрешали), и пришлось им двинуться дальше в тайгу в поисках места для своего селения.

   Ехавшим в Сибирь, государство давало по 30 рублей денег. Надел земли размером в 1 км в длину и 4 сажени в ширину давался только на жителя мужского пола. Тем не менее, новосёлы и этому были рады. Примечательно то, что, начиная новую жизнь, крестьяне не желали напрочь прощаться со своими традициями и культурой. Всем, чем они занимались в Белоруссии, продолжили заниматься на новом месте жительства. Да и территории под свои деревни они выбрали именно такие, чтобы точь-в-точь напоминали те, из которых ушли – видимо, чтобы меньше по Родине тосковать. Н.И. Вычужанина сама лично в этом убедилась. Вместе с женщинами из «Россияночки» летом прошлого года побывала на земле своих предков. Оказывается, современная белорусская Бушевка ничем не отличается от основанной переселенцами Осиновки, это такое же селение длиною в одну улицу. Деревня Рагинь – копия Ермаков: тот же увал, то же озерко перед деревней. Удивительно, как их предки смогли в Сибири отыскать точно такой же уголок, как в Белоруссии! Видимо, скучая по родным краям, они с удвоенной силой берегли память о ней, и старались создать себе не отличающуюся от прежней среду проживания.

   А вот в белорусских деревнях, как оказалось, уже и забыли о тех, кто ушёл в далёком 19 веке в поисках свободных земель. Сказали гостям из Ермаков: «Бабушки когда-то молвились, что было такое, уходили люди в Сибирь, а кто и когда – об этом не вспоминали». И визит ермаковцев для них был большим сюрпризом: «Надо же, как вы всё помните», -- удивлялись они. Гостеприимно встретив потомков переселенцев, они на память выкопали им дубков, которые наши ермаковцы посадили на своей земле по приезду. С ними сибирские самоходские деревеньки будут ещё больше напоминать своих белорусских сестёр.

 (Окончание следует).  

Фото предоставлено Н.И. Вычужаниной

Автор: А. НАУМОВА