Медиакарта
22:19 | 28 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

ЧАСТИЧКА БЕЛАРУСИ НА СИБИРСКОЙ ЗЕМЛЕ

14:05 | 21 июля 2018
Источник: Красная звезда

                                (Окончание. Начало в № 56)

                                    Рождественский обряд

   Свою религию белорусы, перебравшись в Сибирь, тоже сохранили в первозданном виде. Пример тому - поныне действующий обряд «Свеча». В наше время он уникален, сохранился в немногих уголках. Сберегли рождественскую традицию как раз переселенцы, основавшие Осиновку. По древнему обычаю, старинную икону Воскресения Христова переносят из дома в дом. За всё время существования обряда был всего один перерыв, пришёлся он на период Великой Отечественной войны, с 1941 по 1945 годы. В это время икона хранилась в амбаре местной жительницы Марии Прокопцовой. «Свечу» вносили в дом, чтобы помолиться вместе за ушедших на фронт соседей и родных, и на две недели на Рождество. После войны обряд ношения иконы возродили.

   Версий появления этой святыни в деревне две. По одной из них, «Свечу» привезли с собой самоходы, так как забирали всё самое дорогое. Могли они привезти в Сибирь и родовую святыню. Она была заступницей на новых землях. По другой — икону привёз из уездного города Тары Омской области Иван Ковальков. Сначала стояла она в Никольской церкви в Ермаках. В 30-е годы, когда храм разрушили, верующие спрятали то, что смогли. Была ещё икона Миколы  Милостливого, её в лес унесли, но кто-то выдал тайное место, и атеисты разбили икону о берёзы. А икону Воскресения Христова удалось сберечь.

   Чтобы удобнее было переносить святыню, переселенцы поместили её в голубой киот, напоминающий окно с распахнутыми настежь ставнями. На створках — картонные иконки, искусственные цветы. Считается, что икона оберегает дом, где гостит «Свеча», в течение всего года, и двери его должны быть открыты для всех, кто придёт к ней помолиться, принести дары (в последние годы принимающим икону чаще всего оставляют деньги). Верующие в то, что «Воскресение Христово» дарует благодать, мудрость и здоровье, спешат в Рождество к святыне, не взирая на лютые морозы. В этот праздник ежегодно в Осиновке собирается немало народу, приезжают не только из Тюменской, но и из соседних областей. И хотя Осиновка уже не такая крупная деревня, какой раньше была, дворов совсем мало осталось, но обряд из дальних веков здесь продолжает жить, объединяя поколения и укрепляя веру.

                                      Оживляя фольклор

   Потомки самоходов к памяти предков относятся бережно и благодаря этому сумели сохранить не только историю заселения сибирских земель и древний обычай переноса иконы, но и фольклор – то, что веселило и развлекало их прадедов, вселяло в них задор, помогало справляться с трудностями. В пору, когда не было не то что телевизоров и компьютеров, а даже магнитофонов и патифонов, люди любили музыку не меньше, чем сейчас. И за работой, и после работы в каждой избе пели песни, которые сами и придумывали.  И самоходы пели, конечно же, свои напевы, которые тоже привезли с собой из родных мест. Благодаря неравнодушным к песням своих мам и бабушек женщинам, весь район теперь слышит то, что пели более века назад. Народный фольклорно-этнографический ансамбль «Вячорки» (с. Викулово), который возглавляет Валентина Дмитриевна Михиенко, и ансамбль «Россияночка» (с. Ермаки) вот уже более 30 лет не дают старинным мелодиям потеряться во времени и продолжают петь их так, как слышали от местных певуний. У Валентины Дмитриевны пела мама, Татьяна Тимофеевна Грещенко, у Н.И. Вычужаниной – бабушка, Лидия Степановна Шевелёва. Надежда Ивановна вспоминает:

   - Раньше в деревне женщины собирались вечерами на посиделки. Вот они сядут, запоют, и так душевно, так красиво. Идея возникновения ансамбля родилась сама собой, мы как бы продолжаем их дело, поём эти же песни: «В огороде верба рясна», «Что за рэчкой», «Туман яром», «Провожала мати» и другие, а ещё народные частушки, которые тоже от них достались в наследство.

   Ансамбль «Россияночка» (на снимках) был создан в 1991 году на базе Ермаковского сельского Дома культуры. В 2001 году ему присвоили звание «Народный самодеятельный коллектив». Коллектив состоит из десяти участников, и практически у всех в роду имеются белорусские корни (а если у кого из женщин их нет, так есть у их мужей). Рядом с «Россияночкой»  продолжает традиции белорусов замечательный детский коллектив «Солнышко».

   Коллектив принимал участие в международных, российских, областных и районных фестивалях и конкурсах. В копилке «Россияночки» множество дипломов разных достоинств, большая часть из них - лауреатские. Стоит отметить, что в 2014 году фольклорный ансамбль стал лауреатом Международного фестиваля белорусов мира в г. Минске. За долгие годы творческой деятельности коллектив организовал десятки интересных программ, провёл сотни концертов, ярких праздников разных уровней. И сегодня радует своих зрителей новыми творческими планами и выступлениями.

   …И в заключение хочется сказать, что история Ермаковского поселения интересна не только жителям нашего района и самим предкам переселенцев. Этой темой заинтересованы и в самой Белоруссии. В 2016 году в Ермаки приезжала съёмочная группа из этой соседней страны - снимали документальный фильм «Самоходы», найти и посмотреть его можно в Интернете. Несколько дней создатели фильма жили в Ермаках, расспрашивали местное население о том, как их прадеды строили в Сибири маленькую Беларусь, эти же рассказчики стали главными героями фильма. А в июне 2017-го в Минске состоялась его презентация, на которой побывали участники коллектива «Россияночка» и глава Ермаковского сельского поселения С.А. Ожгибесова. Эта поездка стала для ермаковцев возможностью побывать на земле, которую когда-то покинули прадеды, но которая, как ни крути, их историческая Родина.

Фото предоставлено Н.И. Вычужаниной

Автор: А. НАУМОВА