Детский православный оздоровительный лагерь «Абалак», являющийся дочерним проектом Абалакского мужского монастыря, я посетила под конец второй смены. Кстати, первая и вторая смены здесь – девичьи. Третья будет мальчишечьей.
Православный лагерь «Абалак» включён в реестр оздоровительных лагерей Тюменской области, ему присвоена вторая категория классности. Скорее всего, это из-за «начинки». Например, потому, что в комнатах нет платяных шкафов. Вся мебель – это кровати, прикроватные тумбочки, да письменные столы.
В лагере на момент моего визита отдыхали 52 девочки – представительницы ХМАО. На мой вопрос, почему в смене нет девочек из Тобольска и Тобольского района, директор лагеря иеромонах Варнава (Придачин) ответил прямо. Люди так устроены, что полноценным и интересным считают отдых вдали от своего дома. Северянам у нас интересно, они любят экскурсии по Тобольску – духовные и светские, которые совершаются на автобусах ПАТП. Местные же ребятишки всё это сто раз видели. Но если местные дети посчитают для себя интересным отдых в православном лагере, двери его для них распахнуты. Правда, возникает одна препона – за северян львиную долю оплачивает правительство ХМАО, родительские вливания оказываются весьма скромными. Для тоболяков же это полностью коммерческий вариант.
Лагерь, имеющий каменное двухэтажное здание со своей газовой котельной, резервной дизельной установкой, с двумя пожарными ёмкостями по 63 кубических метра каждая, с бутилированной питьевой водой, отвечающим всем требованиям пищеблоком, зонами для релаксации, считается круглогодичным. Здесь организуется зимняя смена в период рождественских каникул. В остальное время он простаивает, что, по сути, является непростительной роскошью, учитывая объём коммунальных платежей и прочих расходов по его содержанию. Но, как выяснилось, организовывать смену за сменой не представляется возможным по одной простой причине – необходима организация учебного процесса, а Абалакская школа не сможет принять дополнительно ещё порядка 40 – 50 детей. Разве что перейти на двусменный режим. Но пойдёт ли на это руководство школы?
Отец Варнава и как священник, и как педагог-психолог вызывает у детей доверие. Они раскрываются перед ним, изливают душу, рассказывают о своих страхах, сомнениях, о том, что их мучит. А он ненавязчиво обучает их главному – уважительному отношению к старшим, умению сгладить конфликтную ситуацию, способности услышать и понять родителей и многому другому, что пригодится им в жизни. Признаться, я была несколько удивлена, когда узнала, что в смене есть пять девочек из мусульманских семей. На что отец Варнава заметил, что вербовкой в ряды православных христиан они в лагере не занимаются, даже в отношении православных ребятишек степень их погружения в религию заранее обговаривается с родителями. Ну а детям из мусульманских семей прививаются общие нравственные принципы. Одним словом, общение со священником всем ребятишкам только на пользу, независимо от их вероисповедания.
Не без радости в голосе он говорит о том, что есть дети, которые приезжают в лагерь уже третий год подряд. Нынче повторно в лагере отдыхают порядка 15 девочек.
Единственный минус отдыха в православном лагере – это отсутствие возможности купания. Вроде бы и стоит лагерь на высоком бреге Иртыша, но река наша коварная, не предназначенная для купания, да и специально оборудованных пляжей нет. Обустройство бассейна на территории лагеря тоже не представляется возможным по объективным причинам. Но при этом каждая лагерная комната, независимо от того, пять в ней проживает человек или два, оборудована душевой. Так что ополоснуться в жаркие дни дети имеют возможность. Зато отдыхающим детям здесь предоставляется иппотерапия – пони по кличке Музыкант всегда готов покатать детей в повозке или верхом.
Лагерь удачно расположен – с одной стороны граничит с монастырём, с другой – со школой. Так что и храмы, и свечной цех, и школьный спортзал находятся в шаговой доступности.
Пятиразовое питание, подвижные игры на свежем воздухе, спортивные занятия делают своё дело – дети физически крепнут. Ну а беседы с отцом Варнавой укрепляют их духовно.