Медиакарта
10:53 | 3 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Бег по тонкому льду

11:17 | 02 августа 2018

Посвящается памяти моего одноклассника Михаила Фёдоровича Кряжева из деревни Хмелёвой Тобольского района.

Окончив 7 классов в Тахтаирской семилетней школе, я поступила учиться в Байкаловскую среднюю школу. В девятый класс из нашей школы пришёл Миша Кряжев из деревни Хмели, в восьмой класс – Биктимир Сайдашев из моей деревни, мы его звали Сашей. В начале ноября нам из деревни сообщили, что река встала, можно по ней пройти пешком. Мы все трое участвовали в художественной самодеятельности ко Дню Великой октябрьской революции, поэтому домой пошли поздно. Дорога наша шла через лес. Каждый нёс с собой длинные деревянные палки, конец палки был завернут тряпкой, в руке у Миши была бутылка с керосином – это на случай появления волков (керосином заливаем тряпку на конце палки и поджигаем). Шли мы весело, быстро, ничто не предвещало плохого, ребята вспоминали смешные истории.

Мы дошли до реки Тобол и стали спускаться к ней. От берега, откуда спускались к реке, была видна деревня и здание клуба, находящиеся на другом берегу. Со стороны деревни до нас доносились песни, Миша сказал: «Люди уже из клуба идут домой». Ночь была тёмная, спускались медленно, то и дело запинаясь о камушки и веточки. Тут нас остановил встревоженный голос Миши: «Ребята, стойте! Смотрите, не волки ли там крутятся за рекой?» Мы твёрдо убедились, что это волки. От волнения у меня запотели очки. Миша стал нашим «командиром», мы его слушались безоговорочно. Он предложил в случае приближения волков к нам поджечь свои фуфайки: «Первым фуфайку поджигаю я». Но волки до нас не смогли дойти, они доходили до середины реки и вновь возвращались на берег, было ясно, им мешала полынья – не застывшая в середине реки вода.

Саша вытащил перочинный ножик из кармана фуфайки и заявил, что он убьёт одного волка. Миша сказал, что у него настоящий нож и он сможет убить двух волков. Тогда я сказала, что остальные волки мои, всего их было семеро. Волки несколько раз спускались, подбегали к середине реки, вновь и вновь поднимались наверх. Видимо, им всё это надоело и вскоре они исчезли из поля нашего зрения.

Миша сказал, что надо идти в сторону деревни Ахманай. Мы пошли в сторону нашей деревни. Но, когда дошли до уровня причала, где находились маленькие избушки рыбаков, Михаил сказал, что он будет реку переходить в этом месте, отсюда ближе к его деревне, а когда перейдёт, он ударит багром по железному кругу, который всегда висел на причале. Уходя от нас, он давал нам наставления, чтобы мы не боялись и смело переходили реку. Шагая по еле замёрзшей реке, Миша кричал: «Я задержу волков! Не бойтесь!» Река Тобол не очень широкая, гораздо уже многоводной реки Иртыш, поэтому голос Миши был хорошо слышен. Голос его придавал нам силу и веру, уже с другой стороны реки он кричал: «Идите быстрее! Не бойтесь! Я уже на берегу!» В подтверждение своих слов он стал бить по железному кругу, укреплённому напротив рыбацких избушек. С Сашей мы добежали до нашей деревни Ахманай и перешли через реку, черпая воду то в левый, то в правый сапог. От радости мы с ним плакали, я Саше сказала: «Давай дадим клятву, что, несмотря ни на что, будем учиться дальше».

Мы имели в виду материальные трудности, наши мамы работали в колхозе за трудодни, в колхозе за работу деньги не давали. Саша мечтал стать капитаном парохода. На следующий день мы вновь направились в школу села Байкалово, удивляясь тому, как мы перешли по такому тонкому льду реки. Лёд был очень тонкий, местами было даже видно, как струится под ним вода. Саша действительно после десяти классов успешно окончил мореходное училище, но капитаном парохода не стал, а вот до капитана милиции дослужился. До сих пор я думаю о том, что бы случилось с нами, не будь тогда нашего Михаила Фёдоровича – мужественного, смелого, очень скромного юноши, я горжусь им до настоящего времени.

Автор: Саита Саликова