Медиакарта
15:21 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Техника молодёжи

08:41 | 07 августа 2018

Мы уже писали, что здание с башенками по ул. Бахтиярова, 55 станет Домом детского творчества. Здесь разместятся лаборатории авто- и авиамоделирования, робототехники, легоконструирования, оснащённые современным оборудованием, а также откроется межмуниципальная школа программирования. Но кружки ялуторовская ребятня с удовольствием посещает и сейчас, заглядывая на станцию юных техников, что расположена по ул. Вокзальной.

Конструкторское бюро. Недавно педагог дополнительного образования центра туризма и детского творчества Михаил Морозов стал победителем регионального конкурса «Сердце отдаю детям». Эта награда далеко не случайна, ведь автомодельное направление, которое он ведёт, посещают более сорока ребят, среди которых есть начинающие и те, кто ходит сюда четыре года. Мальчишки по несколько раз в неделю засиживаются допоздна в мастерской, вытачивая и вырезая детали авто.

Среди воспитанников Михаила Александровича есть чемпионы России, поднимавшиеся на все ступени пьедестала, получавшие президентский грант. А в этом году местная команда заняла третье место на областных соревнованиях.

Школьники настолько влюблены в своё хобби, что наведываются в лабораторию даже в каникулы. К примеру, в самый разгар лета мы застали за верстаками Влада Жукова и Богдана Мойсу. Упорства и усидчивости этим подросткам не занимать, видимо, поэтому они вошли в базу талантливых детей региона, в которой числятся 133 ялуторовчанина. Этот статус даёт ребятам преимущество при поступлении в вузы, а уж какую профессию выбрать - они разберутся сами.

Богдан - вылитый Электроник, видимо, поэтому техника его страсть. Объём двигателя, созданного им кордового автомобиля, - 3,5 кубических сантиметра, но эта скромная цифра не мешает на тренировках разгонять болид до 205 км/ч. Конструктор с копной пшеничных волос на голове рассказал, что на одну модель порой уходит больше года, всё зависит от того, к какому классу соревнований ты готовишься. А их оказывается немало, градация ведётся по объёму движка, а также есть отдельная категория – аэромобили, приводимые в движение при помощи винта.

Со второго класса прикипел душой к технике Влад. Он показал нам модель на дизельном двигателе КМД, заводят такую машину «с толкача», раскручивая колёса на специальном стенде. Опыт у мальчишки уже приличный, он вполне может разобраться и в полноразмерной технике.

В ожидании трассы. Во время кордовых соревнований, когда модели на трассе удерживаются специальным тросом, пилоту отводится определённое время на прохождение. Он отслеживает по спидометру скорость своего болида и должен успеть нажать на кнопку фиксации результата до окончания времени, притом на той цифре, которую посчитает максимальной.

То есть элемент лотереи присутствует, но если пилот уверен в своём творении, он знает, что может выдать его техника. Главное, чтобы дорога была идеально ровной, а для этого подходит лишь кордодром - кольцо с бетонным покрытием диаметром до 50 метров, с допустимым перепадом дорожки меньше миллиметра. Именно такое сооружение должно появиться на стадионе по ул. Бахтиярова, и оно может стать площадкой для международных соревнований, ведь аналоги сегодня существуют лишь в Санкт-Петербурге, Ярославле, Таганроге и Тюмени.

В планах есть и авиамодельный кордодром, так как долгие годы в Ялуторовске негде было полетать. Хотя для запуска кордовых самолётов требуется площадка диаметром всего 25 метров, а для пилотажных моделей - 300 метров.

Им бы в небо. В 80-е и 90-е площадкой для воздушных баталий становилась пойма Тобола, но потом  жужжание пропеллеров сошло на нет. Энтузиасты пытались проводить запуски в других местах, но запреты на полёты подорвали популярность этого хобби. Сейчас же, по словам педагога дополнительного образования Валерия Казакова, ведутся переговоры с новым руководством аэродрома «Пустошкино» и в следующем учебном году появится возможность тренироваться и устраивать соревнования.

Наверное, многие помнят, в СССР продавались наборы для изготовления моделей самолётов. В красивой коробке лежали фанерные пластины с нанесёнными контурами частей фюзеляжа и крыльев. Их нужно было выпилить лобзиком, собрать конструкцию, установить двигатель с винтом и - вперёд за адреналином. Даже главный элемент управления не надо искать - моток корда тоже лежал в коробке. Сейчас такого нет, поэтому всю работу приходится выполнять вручную или на станках, благо в кружке есть лазерная установка, с помощью которой можно быстро и точно вырезать нужную деталь.

Для моделирования лучше всего подходит самое лёгкое дерево в мире - бальса, растущее только в Америке. Метровая пластина шириной 10 см стоит 250 рублей. А теперь посчитаем. На свой самолёт Влад Жуков истратил 15 листов да плюсом к этому аппаратура: аккумулятор, сервоприводы, двигатель на 15 тысяч рублей. А ещё шасси и фюзеляжная плёнка. Выходит, моделирование - увлечение не из дешёвых, но в отличие от секций областного центра ялуторовские техники занимаются абсолютно бесплатно.

Кстати, Валерий Иванович преподаёт и ракетостроение. Новое направление пришлось по вкусу школьникам, и в этом году уже состоялись первые городские соревнования. Ракета взлетает на 150 метров и выше, а фабричный двигатель напоминает охотничий патрон. Занятия проходят и в школах, начальные знания маленькие конструкторы получают при построении бумажных и картонных моделей и если втягиваются - начинают посещать станцию. Только вот расстраивает преподавателей, что многие даже не умеют пользоваться линейкой, не понимая, что нужно отмерять от ноля, а не от её края. Очень не хватает в образовательной программе черчения.

Созданием самолётов сейчас увлекаются 15 человек, а будущих Циолковских - под два десятка. В школах эти интересные уроки посещают сто человек. По словам начальника городского комитета по молодёжной политике Ларисы Жуковой, за последние три года количество ребят, занимающихся в технических кружках, выросло до 450-ти, а к существующим направлениям прибавилась робототехника. Специально для дошколят в садиках проводятся уроки легоконструирования.

Для развития дополнительного образования просто необходимы новые просторные помещения, поэтому работы по подготовке к реконструкции здания будущего Дома творчества уже начаты. Сейчас объекту предстоит пройти экспертизу, а затем последует подготовка проектно-сметной документации, на которую отводится около года. Так что, возможно, в 2019-м уже начнутся строительные работы.

Автор: Евгений ДАШУНИН /фото автора/