Согласно приказу областного департамента образования «Об апробации федеральных государственных образовательных стандартов начального образования в 2010 году» в 32 образовательных учреждениях юга Тюменской области с нынешнего года начата экспериментальная работа по их внедрению, в том числе в Вагайской средней школе.
О первых шагах в освоении новых стандартов мы беседуем с директором школы Н.И. Копыловой, заместителем директора, курирующим начальные классы, Н.С. Усок и учителем, работающим в экспериментальном 1 «а» классе, Е.И. Корневой.
- Нина Ивановна, на Вагайской средней школе – единственной в районе экспериментальной площадке по апробации нового стандарта - лежит серьезный груз ответственности: ваши наработки, выводы, равно как и остальных 31 школы, лягут в основу массового внедрения в практику. Каковы первые впечатления?
- Начну с преимуществ федерального государственного стандарта. Главным его достоинством является то, что он создает условия для формирования общей культуры обучающихся. Это в свою очередь позволит более эффективно развивать духовно-нравственные, личностные, интеллектуальные качества школьника, что послужит основой для развития творческой активности, сохранения и укрепления здоровья, успешной учебной деятельности.
Начало новой работы всегда сопровождается новыми проблемами. Вот и сейчас их у нас достаточно. Поэтому и впечатление соответствующее: освоение новых стандартов потребует очень внимательного к ним отношения и серьезной кропотливой работы. Не все в нормативных документах прописано внятно, это тоже создает дополнительные трудности. Например, в чем должен проявиться результат 10 дополнительных внеурочных часов? В каких компетенциях? Как их измерить? В соответствии с результатами, вероятно, должна производиться и оплата труда.
На все эти вопросы мы и должны ответить.
- Екатерина Ивановна, непосредственную работу с экспериментальным классом ведете Вы. Какие практические действия производите с вашим объектом исследования – первым классом?
- Учу овладевать техникой исследовательского поиска. Если этому специально не учить, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник, ни тем более младший школьник никакого исследования провести не смогут.
Вариативной частью учебного плана для экспериментального класса предусмотрен специальный факультативный курс «Я – исследователь», где мы осваиваем основные приёмы исследовательской работы. Аналогичные занятия будут проводиться в последующих классах курса начальной школы. Естественно, при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться год от года.
- Надежда Степановна, учебный план для первоклассников предлагает введение дополнительных десяти обязательных часов для занятий развивающего характера. Какие направления выбрала Вагайская школа и кто их ведет?
- Внеурочную деятельность мы организуем по 6 направлениям: спортивно-оздоровительному (подвижные игры и ритмика), художественно-эстетическому (изо, лепка, оригами), научно-познавательному (информатике, риторика), военно-патриотическому (краеведение), общественно-полезная и исследовательская виды деятельности.
Каждое из этих направлений ведут разные преподаватели школы и привлеченный сотрудник дома культуры.
- Какой вариант избрала школа: ежедневное увеличение нагрузки на 2 часа или же перенос внеурочной работы, скажем, на субботу?
- Мы выбрали первый. Форму организации образовательного процесса сделали под детей. Расписание составлено таким образом, чтобы учебная и внеурочная деятельность чередовались, причем уроки, предполагающие физическую нагрузку, оптимально сменялись бы уроками, не предусматривающими двигательную активность детей. Кроме того, школьный психолог снимает напряжение с детей специальными тренингами.
- Нина Ивановна, как известно, стандарт вводится без увеличения фонда оплаты труда. Означает ли это, что для оплаты дополнительно вводимых часов деньги будут изыматься из стимулирующей части?
- Нет. Фонда оплаты это не коснется. В нынешнем году проблема решена довольно просто – перераспределением средств за счет закрытия Касьяновской школы. Проект Закона «Об областном бюджете» на новый финансовый год предусматривает норматив на одного ученика 21300 рублей против 18900 в нынешнем. Думаю, что отработанный механизм оплаты труда по новой системе позволит решить эту проблему для нас, тюменцев, без особых отрицательных последствий. Тем более что значительный рост числа школьников в ближайшее время нам не грозит.
- Как Вы считаете, возможно ли введение нового стандарта без дополнительного финансирования?
- Дело ведь не только в необходимости увеличения фонда оплаты. Новый стандарт предполагает и обновление материальной базы, на что нужны значительные средства. Дети в школе находятся на 2 часа больше, следовательно, их надо обеспечить полноценным калорийным питанием. Убеждена, что без дополнительного финансирования введение нового стандарта невозможно.
- Что на Ваш взгляд, требуется, чтобы со следующего года другие школы менее болезненно вошли в новую для них ситуацию? Какие проблемы их ждут?
- Во-первых, необходимо подготовить заранее нормативно - правовую базу, определиться с учебниками и пособиями, необходимыми для реализации стандарта, обеспечить методическую подготовку педагогов, которые будут заниматься с детьми в дополнительно введенные в программу часы. Что касается второго вопроса, о возможных проблемах, думаю, что они будут общими для всех школ района. В условиях малокомплектной школы наполнить внеурочную деятельность богатым содержанием, отвечающим требованиям стандарта, будет довольно проблематично. Учителей в школе мало, реализовать её направления будет сложно.
И еще. Мы все должны четко представлять, в чем должен проявиться у детей результат 10 дополнительных внеурочных часов, научиться проводить мониторинг этой работы.
Ишмухамет ГАЙСИН
Фото Зиннура Чанбаева