Страх заболеть раком, пожалуй, самый сильный из фобий о болезнях. Отчаяние, неверие, неизвестное будущее вызывают множество, чаще всего безответных, вопросов. И здесь тяжело не только самому больному, но и его близким. Нам неизвестно, как мы поведём себя, столкнувшись с бедой, но бесспорно одно: для каждого из нас важна и необходима поддержка, кто-то обязательно должен быть рядом.
Глядя на Татьяну Николаевну Сагатаеву из Минино, вряд ли кто знает, что она по-настоящему сильный человек: пережила страшный диагноз, предательство родного человека и способна идти дальше.
Несколько лет назад женщина, проживая в Абакане, поскользнувшись на улице, упала, ушибла ногу.
– Это был конец девяностых, с деньгами были проблемы, я долго не обращалась в больницу, – рассказывает Татьяна Николаевна. – Когда пришла, мне сказали, что затянула с этим, опухоль разрослась, оперировать поздно, пункцию брали из копчика. В Красноярск съездили, там то же самое сказали.
Когда в больницу пришёл супруг, женщина уже сама ходить не могла. Наверное, диагноз «остеогенная саркома 4 стадии» испугал его, и даже тринадцать лет совместного брака не смогли удержать рядом с женой.
Приехала младшая сестра Люба и увезла Татьяну Николаевну домой, в Минино.
– Я у неё три года лежала, она меня выхаживала. Врачи говорили, что если каким-то чудом и встану, то могу рассчитывать только на инвалидную коляску. Три года я вообще без движения отлежала: на животе, со скрюченными руками и ногами. Позже стала немного шевелиться, целый год ещё потом ползала на коленках, но старалась делать, что могла, по дому, прибрать, постирать. Была уверена: надо двигаться, – говорит Татьяна Николаевна.
Женщина признаётся, что вспоминать всё это очень тяжело.
– Мне сначала не говорили, какая у меня болезнь, а если бы и сказали, то я сначала бы и не поняла, слова-то такого не слышали раньше – саркома. Когда осознала, что у меня рак, подумала: ладно я умру, но ведь у меня ребятишки. Сестра бы их не бросила, но у неё ведь тоже семья, у меня сыну тогда было четырнадцать, а дочери одиннадцать лет.
Поддержка сестры, старшего брата Александра и других родственников дали необходимый положительный заряд, а почувствовать снова вкус к жизни помогли спортивные победы. Парадокс, но до заболевания Татьяна Николаевна никогда не думала о спорте. Как-то, когда она уже могла самостоятельно передвигаться, иногда даже без костылей, к ней обратился одноклассник с просьбой сразиться на шашечном турнире.
– Удивительно, я тогда на поселенческом, а потом и на районном уровне выиграла. После были бочче и дартс. Так с 2015 года и играю, – улыбается Т.Н.Сагатаева.
О своём диагнозе сегодня она рассказывает без внутреннего напряжения:
– Саркома – так и живу с ней. В позапрошлом году ездила в областной онкологический диспансер, там предложили снова взять пункцию из позвоночника для уточнения диагноза, я отказалась, побоялась, что опять ноги откажут. Врачи сказали: «Живи, сколько Бог дал». Спасибо и на этом.
Сейчас у Татьяны Николаевны вторая группа инвалидности. За время болезни многое было пережито, и она очень благодарна сотрудникам местного ФАПа, бывшим и настоящим, Галине Клавдиевне Коловой и Ольге Сергеевне Латышевой, чутким и отзывчивым специалистам, которые, не оглядываясь на время суток, готовы были примчаться на помощь.
Девиз Татьяны Николаевны «Надо жить!» обрёл новый смысл с рождением внуков.
– Я нужна им, нужна своим детям, родственникам. Будем жить.