Медиакарта
19:49 | 24 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Некоммерческие организации и добровольцы Как и где искать ресурсы для реализации своих идей?

10:00 | 04 сентября 2018
Источник: Знамя правды

2018 год объявлен в России Годом добровольчества. Мы все хотим жить в прекрасном добром цветущем мире. И сегодня благодаря неравнодушным людям в нашем районе появилось очень много клумб, построено детских площадок, поддержано материально семей с детьми. А сколько групп по интересам разных возрастов существует... Все это стало возможным при активном участии добровольцев.

Многие при слове «доброволец» или «волонтёр» представляют молодого человека в цветной футболке, раздающего листовки. А в целом любое благое начинание одного или группы людей уже является актом доброй воли преобразования мира. И всегда возникает вопрос: если нужны деньги на реализацию идеи, где их брать?  Давайте разбираться в этом вопросе. А всегда ли нужны деньги в «натуральном» виде? Конечно, было бы неплохо, если, откуда ни возьмись, как в сказке, появился мешок с наличностью, да ещё бы бездонный. Но финансовые возможности всегда ограничены. И в фандрайзинге есть такое понятие как ресурсы.

Фандрайзинг

 «Это наука и искусство систематической работы с многообразными источниками финансирования по сбору средств и привлечению ресурсов для реализации социальных проектов, выполнения благотворительных акций или поддержки иной некоммерческой деятельности».

Фандрайзинг подразумевает привлечение средств из различных источников. Среди них можно выделить механизмы самофинансирования и сбора средств, а также привлечения ресурсов из внешних источников. К самофинансированию и сбору средств относятся членские и учредительные взносы, доход от собственности и услуг НКО; проведение выставок-продаж; кампании по сбору частных пожертвований; шоу-сборы, аукционы, лотереи, «шапка по кругу» при проведении массовых акций, почтовые сборы; SMS-сборы, онлайн-сборы.

Источники ресурсов тоже могут быть разными. Это бюджеты федерельного, регионального или местного уровней;  внебюджетные фонды; отечественные фонды и организации; оказание платных услуг; выполнение работ по заказу органов власти; участие в федеральных, региональных и муниципальных программах; добровольческие ресурсы, нетворкинг, краудфандинг.

Многие благотворительные фонды и организации практикуют проведение конкурсов финансовой поддержки для реализации социально значимых проектов. Крупные предприятия проводят политику корпоративной социальной ответственности, сотрудничая либо с благотворительными фондами, либо самостоятельно выделяя определённый объём финансов на благотворительные цели. Одним из ярких примеров выступает компания «Мегафон», которая поддерживает финансово проекты, направленные на помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте от 10 лет до 21 года; людям с ограниченными возможностями здоровья, помощь жертвам катастроф, при этом приоритет отдаётся региональным программам. Ещё одним из примеров является Упоровский районный совет ветеранов, который в прошлом году стал победителем конкурса Президентских грантов, и получил чуть меньше 130 тысяч рублей на реализацию проекта «Блогер-бабушка».

Привлечение благотворителей к реализации социальных идей, пожалуй, самая известная и понятная форма привлечения ресурсов: сбор пожертвований на лечение ребёнка, на строительство и восстановление  храмов, на помощь бездомным животным и т. п. В нашем районе практически все индивидуальные предприниматели и негосударственные предприятия вносят свой вклад в развитие района и поддержку конкретных мероприятий (День Победы, День пожилых людей, дни села и другие спортивные и культурные мероприятия). Здесь нужно понимать, что благотворитель иногда может помочь не деньгами, а услугами, материалами и другими неденежными формами. Когда люди выходят на строительство детской площадки или субботник – это тоже привлечение ресурсов для реализации идеи.

Краундфандинг

К совсем новой форме привлечения ресурсов можно отнести краундфандинг. Как говорит Википедия: «Краундфандинг – это способ коллективного финансирования, основанный на добровольных взносах». Особенность этого вида привлечения ресурсов заключается в том, чтобы за определённый конкретно установленный срок собрать необходимую сумму денег, взамен каждый благотворитель получает подарок или услугу. Если в срок не поступила нужная сумма, то деньги возвращаются благотворителям. Социальные проекты краундфандинговые платформы размещают безвозмездно или за чисто символическую сумму. При помощи этого способа в Тюменской области реализуется проект «Лыжи мечты» для детей с ДЦП.

Нетворкинг

Это социальная и профессиональная деятельность, направленная на то, чтобы с помощью круга друзей и знакомых максимально быстро и эффективно решать сложные жизненные задачи. Это, по сути, действие по принципу: «Ты мне, я – тебе». Мы в жизни часто пользуемся своими социальными связями, например, поиск работы, отдать ненужные вещи и т. п. Для того, чтобы понять пользу нетворкинга, можно для себя провести практическое задание блогера Евгения Куценко.

«Необходимо будет собрать своих друзей и знакомых в одном месте. Может это будет памятное событие, чей-то день рождения, просто посиделки в пятницу. И предложить поиграть в игру «Могу/нужно». Она заключается в том, что каждый участник берёт листок бумаги, на передней стороне пишет «Я могу». Это те действия, которые он может предпринять для другого без денег. Достаточно 3-4 пункта. К примеру, перевести груз, провести консультацию в области ухода за кожей, сделать дизайн визитки, помочь запустить сайт, провести консультацию по набору мышечной массы и прочее. Далее переворачивает лист, и пишет «Мне надо». Тоже 3-4 пункта. И пишет те желания, которые он хочет осуществить без денег, например, отдать старый холодильник, дать консультацию в области проведения досуга, помочь найти нужного сотрудника, посидеть с ребёнком и прочее. После того, как все написали, этот листок передаёте соседу справа от вас на 30 секунд. Он смотрит, чем может вам помочь, и что может взять от вас. Пишет свою фамилию и имя, если ему интересно предложение. Снова 30 секунд, снова передаётся листок другому человеку, сидящему справа. И так до тех пор, пока не пересмотрят друг у друга все листки. После выполнения этого задания сразу становится ясно, какой мощный потенциал хранится в твоём окружении».

В решении социальных задач нужно уметь всегда и везде рассказывать о своих идеях, просить и предлагать взамен, и ресурсы обязательно появятся.

Автор: Елена МУСИНА,  директор «Комплексного центра социального обслу