(К открытию осенней охоты 2018 года)
Увы, почти не остается, можно сказать – былинных, старых охотников, свидетелей неисчислимых природных богатств нашего края… По приезду в Армизонское, в 1969 году, мне еще посчастливилось увидеть их, послушать рассказы об охоте, когда было не сосчитать на наших озерах дичи, подивиться количеству добываемых ими уток и гусей, пойманной рыбы. Считаю, что и на мой век выпали удачные, прекрасные охоты, и, отдавая дань благодарности нашему краю, хочу поделиться рассказами о них…
Жаль, что никем не написано книг про охоту в нашем районе, а надо бы… В 70-90 годы, набравшись опыта, заведя подсадных гусей, наделав гусиных профилей и самодельных манков, с самым лучшим «биноклем» из сложенных в «окуляры» рук, с видавшей виды, но до зеркального блеска натертыми шомполом стволами, берданкой всегда возвращались с озер с богатой добычей. На открытие охоты своей проверенной опытной компанией, заранее, с ночевками, уезжали пострелять успевших откормиться на хлебных полях, заматеревших местных серых гусей, которых по району иной раз насчитывалось до 15000 штук. На такую «аферу» отваживались немногие, считая её своеобразной «рулеткой» - очень уж было непросто «сразиться» с осторожной, умной и хитрой птицей. Для меня же охота остается самой любимой, азартной, захватывающей, причем - именно в компании с такими же фанатами и отменными стрелками с крепкими нервами.
До 20 сентября - начала пролета северной утки и взматеревшей нашей, принявшей уже почти весенний наряд-оперение, вычистившейся и набравшей жира - чтобы сбить устаток после работы, уплывали мы на вечерние зорьки… После заката солнца за час можно было сбить до полутора десятка отменных чирков, потешив глаз и руку быстрой стрельбой навскидку влет, а к выходным уж снова готовились на гусей, проведя предварительную разведку, обзвонив знакомых, проконсультировавшись у «всевидящих» пастухов многочисленных стад коров. И каких только историй не случалось в ту пору…
«Добычливое» место
В году, наверное, 1977, уже работая председателем РООиР, где-то в последних числах сентября, инспектируя границы приписного ох. хозяйства «Черное», по границе с Белоозерским заказником за селом Полое, приглядел заходящий на посадку на невспаханное хлебное поле табун наших серых гусей – голов, наверное, в 300, уже хорошо откормившихся и готовящихся к скорому отлету на юга. Такой подарок грех упустить… До вылета гусей на вечернюю кормежку надо успеть занять позицию для наблюдения - точной присадки, а потому, быстро собрал все необходимое: гусиные профиля, манок, бинокль, хорошую военную штыковую лопату, спальник, обязательно - походный котелок с провизией, пятизарядное верное ружье и зарядки -усиленные патроны с гусиной дробью, под цвет соломы одежда и шапка. На охоте на гусей мелочей не бывает - это очень умная, зоркая, осторожная и даже хитрая стайная птица, и стоит только одному гусаку узреть опасность и подать голос - тревогу, как вся стая взмывает вверх и уходит в сторону, набирая вмиг высоту и скорость.
Примерно за час до прихода гусей заезжаю на своем ГАЗ-69 в подходящий колок рядом с полем, а там уже стоит «Нива» знакомого охотника из Южно-Дубровного… Здороваемся - говорю, что вместе-то веселей ночь провести, но он оказался каким-то нелюдимым, и, несмотря на мои уговоры, со словами – «Мастерских здесь – значит, мне делать нечего…» - уехал.
Гуси явились прямо «по расписанию», и до позднего вечера откормились без всяких помех, спокойно уйдя на оз. Белое с поля напротив пристани «Ивана Ивановича», не более чем с полкилометра от озера. Четко определившись, быстро рою и маскирую «окоп», с вечера, с учетом ветра и солнца, расставляю своими руками выпиленные из фанеры и, естественно, раскрашенные «под гуся» профиля в разном положении – тут и «кормящиеся», и «отдыхающие», и «сторожевые»… Все «по науке», как в гусиной жизни, чтобы птицы не заподозрили подвоха. Сытно поужинав у костра и напившись чая, с удовольствием и спокойствием за предстоящую охоту без конкурентов, завалился спать. По привычке подскочил пораньше, вскипятил чайку и на рассвете в полной боевой готовности выдвинулся в свой «окоп»… Осенний гусь очень осторожен и начинает лет с полным рассветом, чтобы ему было видно, куда садиться. Я жду… Как вдруг справа, со стороны д. Полое, на всех парах, да еще со свистом, подлетает ГАЗ-69, а из нее выходит егерь заказника Бабушкин Володя, нацеленный на этих же гусей! Ворчу, конечно – мол, нелегкая принесла не вовремя, гуси то вот-вот полетят. Да делать нечего - скорей роем и ему «окопчик», но он «хитрит» - лезет впереди меня - с захода, откуда будут подлетать гуси. Не успели «закопаться» - огонек мелькает слева, со стороны с. Орлово! И тоже сюда! Владимир Петрович Дробышевский! Всё в его манере – в последний миг и на удачу! Уже втроем быстро роем ему ямку, маскируем кое-как… И вот уже на подходе первая стая… Падаем в скрадки!
Гуси заходят на посадку на ветер, на окопавшихся впереди меня двух «хитрецов», к тому ж, по моему наблюдению, частенько мажущих плохо влет… Когда уже по двум стайкам они дружно промазали и те благополучно ушли в сторону, терпению пришел конец - я заорал, чтобы они пропускали гусей и на меня. Бабушкин заверил, что вообще стрелять не будет и притих в своей ямке, а вот Владимир Петрович снова пальнул в стаю, подбил одному гусю крыло, и тот стал улепетывать в сторону озера… Кричу: «Догоняй, Петрович!». Тот, вгорячах, бросив ружье и патроны в скадке, и помчался за подранком! Бежал до самых камышей! А мне того и надо было, чтобы обоих «конкурентов» вывести из «игры»! Пошел на хитрость - только Петрович с добытым гусем пытается выскочить от камышей на поле, как я во все горло по ветру ору: «Летят!», и он снова заскакивает в укрытие… Уж тут-то своего не упущу! Наконец-то гуси шли спокойно на мои профиля… И давай я лупить, как из автомата! После каждого налета по 3-4 гуся замертво бились о землю. Тут и Бабушкину работа нашлась - быстро подбирал добычу и укладывал в окоп Петровича… За три-четыре захода я успел сбить 14 гусей! Вот и охота закончилась… Петрович со своим гусем весь разгорячен, что-то рассказывал и возмущался… Но вижу – сам-то доволен, не такой он был человек, чтоб на «завидки» вестись, главное – охота… Разделив всех гусей (каждый из них до 4 килограмм наел!) по-братски, разъехались по своим делам и домам… Ох, и настроение у меня было! Хоть и понервничал, но та охота на всю жизнь запомнилась…
Перехватили…
…Конец октября, который день дует сильный, холодный ветер, на воде на уток идти в такую погодку без хорошей лодки небезопасно. В очередной раз объезжая границы нашего приписного хозяйства со стороны д. Лебяжье Частоозерского района, не теряю надежды на непаханых хлебных полях обнаружить местных или уж прилетных северных «казарок»… Как всегда - полный боезапас патронов на уток и гусей с собой, в том числе – профиля, и обязательная раскладная дюралевая лодочка. В это время редко встретишь охотников – зачехлив стволы, они уже обычно рассказывают лишь байки про прошедший по их мнению сезон. Да и я надеялся лишь на «авось»…
Двигаясь в домашнюю сторону, заезжаю на охотбазу на оз. Черное, что в 6 км от Ю-Дубровное, - узнать нужды егерей, заодно обогреться и попить чайку. Встречает Васин Иван Андреевич - фронтовик, коренной сибиряк, приходящийся мне родственником, приехал по моей же просьбе из Сладковского района, чтобы тут доработать до пенсии… Около 17 лет он прожил в Северном Казахстане, поднимая целину, а по натуре - страстный охотник, побивший и там немало казары. С женой - хохлушкой, мастерицей все готовить впрок - и соления, и дичь, встретили они меня радушно. За обедом и разговорами, выяснилось, что они с Василием Минич из Южно-Дубровного, председателем нашего большого (а всего тогда было около 200 членов РООиР) первичного охотколлектива, насмотрели у оз. Б. Камышное несколько сот серых гусей, отъедавшихся на полях и готовящихся к отлету… Конечно, напрашиваюсь в компанию и остаюсь с ночевой. Рано утром на моем ГАЗ-69, прихватив Василия, мы уже были на заветном «стрельбище», но, к нашему огорчению, там уже выставлены чьи-то профиля и наделаны скадки, ходят люди. Поле огромное, места всех хватит… Только вот, кто будет стрелять, а кто «смотреть» - большой вопрос. Спрашиваю Василия - откуда шли гуси, ориентируюсь по ветру и командую рыть скрадки на другом конце… Время в обрез, поэтому он роет окоп на нас двоих, я расставляю свои профиля, а Иван Андреевич с внуком, который ходит в 3 класс, но на охоту - весь в деда, к тому же ловко стреляет влет из служебной егерской одностволки 28 калибра, решает перейти на соседнее поле, где тоже присаживались гуси… Только мы с Васей успели замаскироваться, как на горизонте появилась первая стая. В самодельный, из 2-х металлических гильз 16 калибра, изобретенный хантами манок, подаю голос на подлете, и гуси с ходу, против ветра, не делая контрольный облет с высоты, прямо в пике, выделывая неописуемые финты, идут на снижение! Резко сбавив скорость, заходят на посадку на профиля! Это чудо и восторг зрелищного момента! Я на правах приглашенного, говорю Василию – мол, бей первым, а я с автоматом после... Гремит поспешный дуплет, но ни один гусь не падает! Птицы взмывают вверх, и на развороте подставляют свои бока под мои выстрелы! Четверо комками бьются о промерзлую землю… Быстро прячем их под хлебные валки и ждем следующей партии…
Вот они уже на подходе, искоса поглядываю на Василия - вроде, не трясется и руки, как положено, но… снова поспешный дуплет, как без дроби! Моя очередь – и снова удача! Напарник только успевает «ховать» гусей. Вроде, все - охота заканчивается, больше 10 гусей добыто… И тут заходит мимо нас, не на верный выстрел, табунок. Советую Василию не стрелять, а пропустить на троих охотников, что раньше приехали… Гуси заваливают к ним на профиля… Гремит одиночный выстрел, лязганье затвора автомата и… отменная брань. Птицы уходят без потерь. Все охота закончена… На подходе летит к нам внук Ивана Андреевича с добычей в руках, счастливый: «Дядя Юра! Дядя Юра! Я гуся убил!». Ну, и мы своих стали стаскивать в кучу… Оказалось - я сбил 14 штук, да Василий - двух.
Загрузившись, подъехали из любопытства к компании на другом конце поля - оказались там знакомые «стендовики», с которыми я встречался не раз на соревнованиях. Один из них - мастер спорта по стендовой стрельбе Саша Нужин из Тюмени, однажды насмотревшись на нашу компанию, как из «пятизарядок» колотим гусей, дополнительно к стендовой двухстволке купил пятизарядку, да по неопытности не заметил, как перевел рычажок на одиночный выстрел, а не на автоматный… Так и обмишурился…
В какой-то мере, я чувствовал себя виноватым за их неудачную охоту, перехватив всю птицу, потому из богатой добычи каждому выдал по гусю в подарок, да и поехали домой.
Послесловие
Да… Тогда нам казалось, что такие охоты будут всегда. Но приходит полное разочарование… Из года в год с зимовки из теплых стран на свою родину возвращается все меньше и меньше дичи. Уже лет пять, как от нас ушли тысячные стаи серого гуся, так же и кряквы, которой было не счесть. Видимо, уже никогда им не восстановиться, а потому вывод один - беречь то, что здесь живет. Я не за запрет охоты – как можно лишить такой истинно мужской забавы, но и восстанавливать тоже необходимо! Разводить, выпаривать, выпускать… И не только гусей и уток, но и серых и белых куропаток, тетеревов… Есть же возможности для этого в охотхозяйствах! И тогда, вместо бесконечных распрей, вся многочисленная охотничья братия им скажет спасибо…