Медиакарта
13:38 | 24 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Мост добра и дружбы

08:21 | 11 сентября 2018
Источник: Заря

Каждый народ, оберегая свою культуру и самобытность, сохраняет собственные традиции, как бы перекидывая мост времён из далёкого прошлого в настоящее и будущее. Мост дружбы тянется от одной национальности к другой, проживающих в добром соседстве.

Общность некоторых праздников и обычаев, а также их различие жители Приисетья и его гости смогли проследить на фестивале «Мост дружбы», прошедшем в день празднования юбилея района.


Оказывается, в былые времена славяне красили яйца на Троицу, чаще выбирая зелёный цвет. Об этом рассказали на русском подворье красновцы, сопровождая своё повествование красивыми песнями.


Денисовцы продемонстрировали, что христианство ещё хранит отблеск языческой религии, каким и был праздник Ивана Купала. Купание начиналось с полудня и продолжалось до вечера с играми, танцами, песнями и, конечно, прыжками через костёр. А ещё на Купалу девушки плели венки и загадывали судьбу, пуская их по реке.


Одним из первых праздников урожая, днём, с которого, согласно поверьям, природа разворачивалась от лета к осени и зиме, считался на Руси Яблочный Спас. Как приготовить яблочные веселинки, как узнать, какое будущее ждёт, какие существуют песни и пословицы об этом фрукте, гости фестиваля узнали от бархатовцев.


Шороховцы порадовали и удивили, показав собравшимся праздник Виноградная Пасха, отмечаемый армянами в конце августа. Считается плохой приметой употреблять в пищу плоды винограда до этого дня, а после освящения их в церкви можно есть и делать из него вино. Молодая девушка давит босыми ногами ароматную ягоду, виноградный сок стекает в специальную ёмкость.


– Человеческие ноги самые чувствительные, они не могут раздавить виноградную косточку, которая могла бы придать ненужную горечь вину, как бывает, если используешь для этого пресс, – объясняют шороховские армяне.


У каждого народа принято было благодарить богов за хороший урожай. Яркие костюмы и предметы старинного быта рафайловцев перенесли гостей праздника в далёкое прошлое. Лада, Веста, Стрибог, Ярило – пантеон славянской мифологии богат, каждому надо поклониться, преподнести дары, уважить по-своему.


– И работа делается по солнышку, и тесто мы месим по солнышку, да и хороводы тоже с ним водим, – улыбаются славянские красавицы.


Верхнебешкильцы поведали, что украинцы особо чтут Богородицу, благодарят её за урожай, так как она является покровительницей земледелия, семьи и материнства. На Украине этот праздник считался бабьим.


Когда убирают снопы с полей, последний ставят в доме до следующего года и закапывают три колоска в землю, загадывая на будущее. Этот обряд называется Спожинки, на русском подворье о нём рассказали коммунаровцы.

Больше не надо было противостоять коварной Полуденнице, наводившей дремоту на людей, мешая им днём работать, осталось только поблагодарить Духа Земли.


С первого сентября по старому стилю, когда полевая страда завершалась, а домашняя работа только стартовала, на Руси массово начинались посиделки. Женщины и девушки пряли, ткали, шили приданое, парни сапожничали, чинили сельскохозяйственный инвентарь, и всё это происходило под песни, старинные предания, были и небылицы.


– Без общенья жизни нет, – решили рассветовцы и пригласили всех на посиделки с интересными загадками и весёлыми играми.


Есть в народе такая присказка: весело Покров проведёшь – друга милого найдёшь. Театральная постановка бобылевцев о посиделках словно перенесла всех в старинное кино. Собирались молодые девушки и парни у кого-нибудь на дому, а плата за проход была непростая. Желающие весело и с пользой провести время должны были заплатить за вход «дровец возок, керосину жбанок, пшенички полпуда да гороху три блюда, да варенья, да брагу, да пива корчагу, да медку туесок, масла горшок и денег пятачок». Конечно, это была шутка. Часто на посиделках, за играми, с песнями и прибаутками, сговаривались будущие жених и невеста.


Заканчивались посиделки, и начинались свадьбы одна за одной, и звенели по деревням и сёлам бубенцы праздничные. Да только вначале было сватовство, пример которого показали архангельцы.


«У вас – товар, у нас – купец» – известная фраза, а что она означает, продемонстрировали «родители» обеих сговаривающихся сторон. Здесь был и обязательный плач невесты, и обсуждение будущего молодой пары.


В старину, впрочем, как и сегодня, девичник считался свадебным обрядом и проходил за день до свадьбы. Это была последняя встреча невесты и подружек, на ней происходил ключевой момент всего действа – расплетание девичьей косы. Подружки обсуждали жениха, хвалили невесту, перечисляя её достоинства: работящая, красивая, не чванистая. Девушки с русского подворья из посёлка Кировский поведали о том, какое приданое готовила невеста: десять утиральников, шесть рубах, две понёвы шлёнские, два шушуна белявых, три занавески свойские, забранные разными узорами, холстинка тонкая, две ватулы, две постельки, две подушки из чижику.


Чтобы отвлечь невесту от грустных мыслей, подружки затевали на девичнике традиционные гадания: на богатство, на семейную жизнь, на любовь.


Солобоевцы представили чувашскую национальность, это было сделано ярко, интересно, впечатляюще.

Наверное, самое многочисленное подворье в колоритных чувашских костюмах показало обряд благословления молодых на долгую совместную жизнь. Песни на национальном языке, пожелания счастья и любви затмили даже ненастную дождливую погоду.


Полный символичности обряд встречи невесты в доме жениха показали гордые и гостеприимные чеченцы из Слободы-Бешкиля. Мать жениха угощает невесту конфетой, дав ей откусить кусочек, а остальное съедает сама для сладкой и счастливой жизни. После того как молодая переступила порог дома, ей в руки дают подержать маленького мальчика для продолжения рода в новой семье. Девушка обязательно одаривает ребёнка деньгами.

Друзья жениха всевозможными способами пытаются разговорить невесту, что называется у этого народа «развязывание языка невесты», она до последнего молчит, даже когда у неё просят стакан воды.


После свадебных торжеств в семьях любой национальности ждали пополнения. Для родившихся детей существовали свои обряды. Так, верхнеингальцы показали, как происходит в их окружении наречение именем младенца. На праздник приглашали родственников и соседей.


Мулла после молитвы трижды произносил на ухо ребёнку его имя, сначала в правое, затем в левое. По обычаям, гостям в этот день предлагали вкусить всё самое лучшее, а сами угощения готовились с многочисленными пожеланиями всего хорошего в адрес матери ребёнка. Чтобы жизнь малыша была длинной и разнообразной, мать ребёнка дарила пришедшим разноцветные нити разной длины.


Представители Мининского поселения – казахи – «провели» для гостей фестиваля обряд кыркынан шыгару, который проводится, когда ребёнку исполняется 40 дней с рождения, и до этого дня младенца могут видеть лишь самые близкие родственники. На этот праздник собираются только женщины из хороших многодетных семей, с лёгкой судьбой. Крёстная мама малыша впервые подстригает ему ногти (их закапывают там, где не ступает нога человека, а в последнее время сжигают) и волосы, которые заворачивают в белое полотно и пришивают к люльке как оберег. Затем женщины наливают в ёмкость 40 ложек воды, каждая при этом говорит какое-нибудь пожелание от себя: здоровья, добра, благополучия...


Далее эту воду выливают в ванну для купания ребёнка, кладут туда же серебряные украшения для богатства, монеты для отпугивания злых духов, фасоль для сытной долгой жизни. Крёстная дарит малышу золотую булавку в качестве оберега от сглаза, а мама ребёнка – ценное украшение крёстной в ответ.


Конечно, были и национальные блюда, и музыка, и игры. Колорит и своеобразие отдельных народностей находят отголоски и перекликаются друг в друге: в праздниках, в блюдах, в языке. Жюри фестиваля – отличник культуры Лидия Николаевна Новосельцева, ветеран труда Зинаида Михайловна Лихачёва и заслуженный работник культуры Татьяна Николаевна Аблесимова – о подворьях каждого сельского поселения говорили с восхищением и одобрением. Ведь от них друг к другу перекинут один – мост дружбы, толерантности и добра.

Автор: Е.Кисловская