Медиакарта
17:37 | 23 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Как живут за Пушкарёвским увалом

15:00 | 21 сентября 2018
Источник: Знамя правды

Вдоль бызовской улицы Новой убегает в поля и бывшие покосы мимо озёр Кривое и Мингали короткий путь до Пушкарёвой. В эти ясные сентябрьские дни растущие на местной солончаковой почве растения приобретают свой яркий цвет, и местами едешь, словно по красной ковровой дорожке. Однако в дожди и распутицу земля разжижается, расползается, и потому рейсовый автобус давно ходит через Ингалинку. Туда же, в Ингалинское, везёт ребятню и школьный автобус, хотя деревня относится к Бызовскому поселению.   

Последний раз я была здесь больше десяти лет назад, когда строительство нового моста приостановилось, и на него приходилось в буквальном смысле взбираться, как на покоряемую вершину. Как и просили жители, об их ежедневном нелёгком «переходе через Альпы» мы тогда написали, обратились даже к тюменскому подрядчику. Мост вскоре достроили, жизнь потекла своим чередом. Сегодня берега у моста через Боровую Ингалу усыпаны белым пухом, внушительное стадо гусей проезжающих машин даже не боится. Что им легковушка, когда мимо постоянно едут трактора да грузовики с зерносклада.

Один из первых встреченных селян, уныло-бравого вида мужичок, тут же «предостерёг»:

– О чём ты писать-то собралась, золотце? Где ты деревню видишь? Нету её, раньше была, да какая! А щас работы нет, половина домов пустая вон стоит.

Так, да не так. Кто и в самой глухой деревне найдёт, чем заняться и как жить с толком, а кому – всё везде худо.

На этой же улице встречаю двух женщин-соседок, живущих через стенку в двухквартирном доме – Валентину Дубровину и Надежду Мезенцеву.

Семья Дубровиных

Валентина рассказывает, что сама она пушкарёвская. Здесь же остались ещё две её сестры, а третья перебралась в Бызово. Муж Александр ещё в юности переехал сюда с родителями из Кизака. После его службы в армии они поженились, в любви и согласии вырастили троих детей. Сыновья переехали в Упорово, обзавелись семьями, подарив родителям главное богатство – пятерых внуков. Старший Евгений, окончив Тюменский лесотехникум, давно работает инженером на «Тюменской авиабазе», попросту в лесхозе. Второй – Александр – спасатель МЧС. Единственная дочка-красавица Вика ещё не замужем, как она шутит: «Мне пока заботы о детях хватает». В райцентре её знают как Викторию Александровну, она педиатр.

Когда глава семьи работал в лесхозе, предлагали квартиру в райцентре, но он о переезде и думать не захотел. Здесь на родных просторах веселей и привычней. В огороде стоят ульи, Дубровины больше двадцати лет держат пасеку. Гуляет по окрестностям со своим жеребёнком любимица Камилла. Покататься на ней никогда не упускает возможности приезжающая из Упорово к дедушке с бабушкой третьеклассница Лиза. Кроме привычных для любого домашнего хозяйства коровы, куриц, свиней, по двору гуляют и дикие утки, используемые в качестве подсадных, ведь хозяин – знатный охотник. К нашему разговору он не присоединился. Несмотря на то, что после сокращения он так и не трудоустроился, работы ему хватает и дома. К выходу жены на пенсию Александр благоустроил квартиру: от печки в перестроенной бывшей летней кухне протянуто отопление, есть санузел и стиральная машинка-автомат. Вот и нынешние осенние погожие дни на беседы с гостями тратить жаль, надо ставить новую стаю.

Семья Мезенцевых

Некогда скучать да сетовать и соседям. Надежда Мезенцева уже давно совмещает работу продавца в местном магазине с исполнительством социальных услуг в рамках технологии «Приёмная семья для пожилых и инвалидов». О том, как так получилось, что под их крышей живут две нуждающиеся в заботе посторонние старушки, Надежда рассказывает как о чём-то само собой разумеющемся. Обе подопечные 1926 года рождения, обе – ветераны труда, участницы трудового фронта, обе бездетные и овдовевшие.

Клавдия Фёдоровна Васильева родом из Пушкарёвой, но вернулась сюда уже в пожилом возрасте из Свердловской области. Там она четверть века прожила с ветераном войны, и, хотя вырастила трёх его дочерей, когда мужа не стало, оказалась не нужна им. Решила приехать к младшему брату на родину, а тому самому с супругой уже за семьдесят лет. Куда податься человеку? Только разве что в дом престарелых. Сердобольная Надежда, зная такие деревенские новости, посоветовалась с мужем, уехавшими на учёбу сыновьями-студентами, да и предложила Клавдии Фёдоровне освободившуюся комнату и свою опеку. Так, в 2005 году, когда о приёмных семьях для пожилых ещё и слыхом не слыхивали, в милом сердцу крае обрела прошедшая трудный жизненный путь женщина и прописку, и близких людей, и спокойную старость.

Евгения Николаевна Минина переехала из Минино в Пушкарёву ещё смолоду, в 19 лет. Сошлась с вернувшимся с фронта Великой Отечественной Владимиром Яковлевичем Мезенцевым. Жили и жили, брак не регистрировали, работали на совхозном складе, он – бригадиром, она разнорабочей.  Подорванное с юности тяжёлым трудом здоровье не позволило познать радость материнства. После смерти мужа Евгения Николаевна осталась коротать век одна. А когда старость и болезни и вовсе стали одолевать, пришла на помощь Надежда. Сначала просто проведывала, помогала, потом стала приносить слёгшей односельчанке приготовленную еду. А однажды, было это в 2012 году, узнав, что пожилая женщина уже целую неделю живёт в холодной избе – нечем да и некому топить печь –  предложила ей: «Баба Женя, пойдёшь ко мне жить?». «Пойду», – согласилась та без колебаний. Вот так снова прибыло старшего поколения в семье Мезенцевых. Поначалу на сообщение о переезде Евгении Николаевны двоюродный брат заволновался: «Как так, чужие люди, по какому праву?». Потом, увидев искреннюю человеческую заботу, успокоился, и всё это время регулярно приезжает из Ялуторовска навестить сестру.

Клавдии Фёдоровне 92 года исполнилось 4 июня, а Евгении Николаевне будет столько же 21 ноября. Возраст прижимает всё сильнее, сейчас труженицы-ровесницы почти не встают с постелей, быстро устают от разговоров, не занимаются любимым рукоделием. Но самое главное, что они не одни. И дело не только в банальном уходе: накормить, помыть, дать требующиеся лекарства могут и в госучреждении, а в том, что они знают и каждый день ощущают – их любят, они нужны.

Автор: Ирина КУРГУЗОВА.