Медиакарта
21:06 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«На веку, что на долгом волоку»

Встреча с супругами Костюниными из Семискуля состоялась в один из погожих сентябрьских дней. Хозяйку - Альвину Христиановну - застала за уборкой картофеля. Несмотря на возраст, по сей день не забрасывает огород, где, ко всему прочему, выращивает овощи и цветы.

- Всё копается и копается помаленьку... - вздыхает Константин Фёдорович. - Я вот уже и не помощник ей...
- Что могу, то и делаю. Работать люблю. Не важно, чем заниматься, лишь бы не сидеть, сложа руки. Если не получается — спрашиваю. Сношеньки мои Настя, Люба и внуки - помогают. Мариновать-то толку уже нет — теряюсь, забываю, могу только напакостить, да и силы не те, что раньше — всё было по плечу… Не хочется запускать землю – участок-то хороший. Бог даст, если кто из нас до следующего года доживёт, то уж точно весь не будем засаживать. О себе меньше всего беспокоюсь — деда надо поддерживать, кормить...
Продолжился наш разговор уже в доме, за кухонным столом...
- Поделитесь рецептом семейного долголетия?
- Даже не знаю, что вам сказать — никаких особых секретов не открою. Перво-наперво - уступать друг другу, не принимать скоропалительных решений и не рубить сгоряча. Прежде стоит всё обдумать, как следует. Надо уходить от разного рода стычек, потому как ни к чему хорошему они не приведут. Ругаться, хамить, кричать — не моё. Как говорится - только мирным путём. Не любитель громких выяснений и муж, хотя за полвека совместной жизни бывали разные ситуации — ссоры, разногласия, которые, правда, не доходили до крайностей.
- И кто первым шёл на мировую?
- Оба. Нельзя быть горячими, толкаться – кто дальше отскочит… Можно таких ошибок наделать, которые никогда не исправить…
- По вашему мнению, на ком из супругов в большей мере держится семья?
- На женщине! - безоговорочно «припечатал» Константин Фёдорович.
- Полностью согласна! - продолжила Альвина Христиановна. – Но, опять же, все люди разные - и по характеру, и по темпераменту. Один человек тут же выплеснет всё наружу, другой – наоборот, в себе замкнётся, только бы не усугубить ситуацию. Женщина должна быть мудрей, ведь не зря её называют хранительницей домашнего очага.
- Как не крути, а на них большая нагрузка ложится – дети, дом, хозяйство. Мужчины, в основном, на производстве заняты, - добавил хозяин…
- Единого рецепта, как долго прожить в любви и согласии, нет. У каждой семейной пары он свой, но терпением запастись стоит. В любом случае – это такой ежедневный труд, кирпичик за кирпичиком… Сложно, проблемно, что и говорить, но, слава Богу, всё пережито, а вместе и старость встречать легче – рядом близкий человек…
А ведь случись всё по-другому, и этого брака могло не быть... Мои герои родом не из здешних мест: в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, поволжских немцев ссылали в Сибирь, так и семья Христиана Готтфридовича и Мины Иоганнесовны Бруннер оказалась в наших краях. Две старших доки умерли на родине, оставалась только самая младшая - Альвина. Был ещё брат, рождённый здесь, но, к сожалению, он умер совсем молодым – болел очень сильно. Родителей по приезду на место вскоре отправили в трудармию – отца на шахты, а мать – на лесозаготовки.
- Больше папу никто не видел, - рассказывает Альвина Христиановна. – Он один из первых погиб там, в Краснотуринске, христовенький... А маме удалось выжить. От холода, голода и тяжелейших физических нагрузок у неё отказали ноги - а кому такие работники нужны? Вот её и отправили домой, здесь и выходили… Она у меня хорошая была, я за ней до самых последних дней ухаживала… Вроде, и сами давно взрослые, а как произносишь слово «мама», так в груди что-то щемит, и так хочется, чтобы она была рядом... Не сдёрнули бы нас с родных мест – всё могло по-другому сложиться… Я рано начала трудиться - как бросила учёбу в 6 классе, так сразу и пошла в колхоз. Помогли добрые люди, которым и сейчас благодарна за то, что не побрезговали мной и взяли в напарницы. Больше 20 лет отработала в животноводстве на Первомайке – на телятах, пастухом, дояркой…
Досталось сполна и Константину Фёдоровичу, который в раннем детстве вместе с двумя братьями остался без родителей. Семья Костюниных жила в Горьковской области Борского района. Отец тогда работал лесником и в одной из стычек с браконьерами погиб. После смерти мужа слегла и мама, так и не смогла оправиться от горя... Опекунство над тремя мальчишками( младший ещё в зыбке лежал) взяла родная тётка - материна сестра. Хорошо ли, плохо было, но главное – мальчишки избежали приюта. Старшего, к сожалению, уже нет в живых, а младший Александр живёт в Саратове. Братья в прекрасных отношениях…
- Как получилось, что вы оказались в нашем районе? – спрашиваю собеседника.
- В то время действовала программа по переселению в Сибирь, - рассказывает Константин Фёдорович. – Вот и купился на обещания про златые горы. Тогда я работал на заводе, а жилья своего не было, с семьёй мыкались по съёмным квартирам. Решил, что терять нечего – отправился за лучшей жизнью сюда, на Первомайку. Дело было в 1958 году…
Но встреча моих героев произошла позже, так как на тот момент они оба были не свободны.
- Врать не буду - это мой второй брак, - говорит Альвина Христиановна - Первое замужество оказалось не продолжительным, можно сказать, я его собственными руками разрушила. Молодая совсем была, глупая… Скажу только одно - надо своей головой думать, а не слушать «советы» посторонних людей…
Не сложилась первая попытка и у Константина Фёдоровича: его супруга так и не стала здесь своей, поэтому вернулась на малую родину. Вскоре их пути окончательно разошлись…
- Как состоялось ваше знакомство?
- Само собой всё произошло, без всяких предисловий, - вспоминает собеседница. – Сестра моя сродная поспособствовала – мол, хозяин в доме нужен, плохо без мужчины... Так пошло и поехало, никто ни за кем особо не ухаживал, да и не до этого было.
- Понравилась! Вот и женились, - дополняет супруг.
Сначала Костюнины жили на Первомайке, потом около 20 лет в Иваново, и уже долгое время в Семискуле. Сюда перебрались поближе к сыну…
С первых дней они держали большое хозяйство: коровы, молодняк, свиньи, овцы, козы, птица разная...
- Козы хорошие - чесали пух, шали вязала, на этом и выживали, - говорит Альвина Христиановна. – Троих детей родили, надо было растить, а пух здорово выручал.
- Я его даже в Горький возил на продажу, - продолжает Константин Фёдорович. – Однажды обменял на бензопилу «Дружба», которую здесь достать было невозможно…
- Вместе более полвека. Нет сожаления о том, что соединили свои судьбы?
- А чё каяться-то — жизнь, есть жизнь, она разная, - говорит глава семейства.
- Теперь уже поздно о чём-либо сожалеть, - поддержала его супруга. – В целом, всё нормально, а всегда хорошо не может быть. Испытания нам свыше даются, и просто так ничего не бывает. Благодарю Бога за то, что дал нам силы и мужество достойно их преодолеть. Что и говорить – на веку, что на долгом волоку.
- Можете сказать, что вы счастливые люди?
- Наверное... - немного подумав, ответила пожилая женщина.
- А в чём, по-вашему, счастье заключается?
- Так, сразу, одним словом и не скажу, ведь у каждого человека своё понятие об этом, - продолжила она. – Думаю... Нет - уверена! Нам достался кусочек счастья, ведь мы познали радость супружества, материнства и отцовства, а как приятно быть бабушкой, дедушкой, а теперь уже прабабушкой и прадедушкой…
Прощаясь, Альвина Христиановна сказала:
- Жизнь – штука сложная. Если всё было бы просто – не о чем и думать, тем более говорить. А у нас всё какие-нибудь трудности возникают - видимо, так и должно быть. Главное – руки не опускать. Храни вас Господь!

Автор: Лариса ЛАПУХИНА