В России до революции 1917 года село четко отличалось от деревни – там обязательно была церковь, и оно, таким образом, являлось центром церковного прихода, объединяющего несколько близлежащих деревень.
Храм в селе Снегиревское появился в 1896 году. Но прежде потребовалось утверждение проекта. Произошло это важное событие 22 февраля 1894 года. А затем, 15 февраля 1895 года, Строительный комитет Тобольской епархии утвердил и разрешил строительство храма: деревянного, на каменном фундаменте, с колокольней, с одним Престолом в честь Рождества Христова.
Тщанием прихожан и доброхотных деятелей строительство началось 22 августа 1895 года. Вот как описывает здание храма в клировых ведомостях (1896 г.) священник Арсений Никитин: «…Стены прочные, черновые потолки насланы, верха обрешечены под железную крышу». Тут же сетует на то, что не хватает денег, и строительство храма приостановлено. Приходского попечительства нет, так как нет людей, которые смогли бы удовлетворительно служить церковным интересам. Старостой храма Иваном Логиновым собрано 45 рублей 25 копеек, доверенным Стефаном Бутаковым за два года – 1400 рублей, строителем Василием Курочкиным внесен в общую кассу 31 рубль. Все деньги, как пишет клирик, употреблены на постройку храма. Священник тоже бедствует, живет в «весьма принеудобной квартире». Он совсем недавно прибыл из Крутихинской единоверческой церкви Ялуторовского округа.
Имущество храма небольшое. Священническое облачение, Богослужебные книги, медный напрестольный крест, кадило и крестильный ящик пожертвовал благочинный Иваницкий. Христофор Федорович получил за свою щедрость и усердную службу в единоверческих храмах 16 поощрений и благодарностей от Синода и Тобольской епархии. Всецело помогал открытию школы в селе Снегиревское. Эта деятельность ему хорошо знакома, ведь он успешно преподавал в школе города Ялуторовска, открытой декабристом И.Д. Якушкиным.
Крестьянин села Армизонское Василий Ромин пожертвовал на постройку церкви 100 рублей. Тюменский купец 1 гильдии Матвей Антонович Вяткин купил для храма церковных вещей на 122 рубля 45 копеек. Протоиерей Кронштадтского Собора Иоанн Сергиев (Святой Праведный Иоанн Кронштадтский), странник Антоний Петров, крестьянин села Снегиревского Амвросий Бутаков, купец 2-й гильдии из Кургана Павел Трофимович Харламов, купец из Екатеринбурга Стефан Кузьмин, крестьянин села Снегиревского Лука Андреевич Снегирев – все эти люди помогали в возведении Христорождественского храма, и этот список можно продолжить. Множество состоятельных и не очень граждан старались внести свою лепту в строительство и процветание единоверческой церкви в селе Снегиревское. Пройдет лишь год, и вид храма изменится в лучшую сторону. Крыша у него будет окрашена до карнизов зеленой краской, главы покрыты железом, кресты на куполах вызолочены. Внутри храма останется стены оштукатурить и установить иконостас – все это планируется на 1898 год. Службы в храме пока не ведутся – первая литургия свершится в год освящения Престола, в 1899 году.
Полное же обустройство храма закончится в 1901 году. Здание церкви будет «окожушено» тесом, окрашено масляной краской розового цвета, но после – белой.
Построили всем миром в 1897 году дом священнику, а для псаломщика – в 1901 году. Дом священнику в Тараканьей (Малое Снегирево) был сооружен на скорую руку, из того, что было, - вот он и обветшал уже к 1909 году. О его ветхости в клировых ведомостях напишет другой священник – о. Василий.
Земли для церкви отведены 29 сентября 1897 г. 90 десятин – пахотной, 9 десятин – сенокосной, усадебной – 1 десятина. Но ей длительное время не будут пользоваться – вначале из-за отсутствия плана межевания, потом окажется, что и по качеству – средняя. Притч какую-то часть земли решит обрабатывать самостоятельно, а большую будет отдавать крестьянам в аренду – по 2-3 рубля за десятину. В 1909 году появится у церкви почтовый адрес: станция Петухово Западно-Сибирской железной дороги через Армизонское волостное управление.
В годы богоборчества церковь разрушили, даже фундамента не оставили. Церковное имущество, вплоть до утвари конфисковали. Все данные подтверждены документально.
Священники
Священник единоверческой церкви в селе Снегиревское Арсений Иоанович Никитин родился в 1863 году в селе Травнинском Ишимского округа. Состоял в военной службе с января 1885 по сентябрь 1889 годов. В 1890 году 6 мая рукоположен в должность псаломщика к Крутихинской единоверческой церкви Николая Угодника.
С 1896 года служит священником в Снегиревской единоверческой церкви. К месту с ним прибыла и семья. Жена Ульяна Савватеевна – 32 лет, потомственная почетная гражданка Верх-Суерской волости, дети – сын Никифор 10 лет и дочь Марфа 1 год. У мальчика плохое зрение, поэтому обучается дома, при открытии церковно-приходской школы в 1897 году станет обучаться там.
Вместе с ними живут мать священника – вдова Александра Дмитриевна Никитина, потомственная почетная гражданка, и его сестра – Харитина Ивановна Никитина (девица 17 лет).
Сын Никифор в 1904 году женится на девице села Снегиревское Анне Георгиевне Снигиревой. У них родятся дети: Александр (1906 г. ) и Глафира (1905 г.). В 1908 году о. Арсений согласно прошению переведен в Омскую епархию.
С 1908 по 1918 года службы в храме вел священник Василий Агеевич Гладков. Родился 1 марта 1862 года в деревне Мамоновой Брыслинской волости Курганского уезда. Свой путь начинал в 1904 году псаломщиком в Георгиевской единоверческой церкви села Жучинского Курганского уезда. Рукоположен дьяконом в 1907 году, после получил сан священника (1908). В Снегиревское приехал с женой Евдокией Флоровной, 44 лет от роду. О его детях данных нет. Отец Василий, когда был настоятелем храма, завершил начинания о. Арсения по благоустройству храма и школы. За особое усердие награжден набедренником в 1918 году.
Псаломщики
На псаломщика, под наблюдением священника и по его распоряжению, возлагалась обязанность исполнения клиросного чтения и пения, сопровождение священника при посещении прихожан для исполнения духовных треб и все письмоводство по церкви и приходу. Он вел метрические книги, обыскные книги для записи повенчанных браков, исповедные росписи, клировые ведомости, с подробным обозначением всех данных относительно храма, средств содержания притча, количества земли, библиотеки, а также семейств всех членов притча.
Священнику с 1896 года помогает псаломщик Бутаков Климент Диевич – местный житель. Юноша окончил сельскую школу в Армизонском, сдал экзамены в Ишимском уездном училище, позднее прошел противораскольнические курсы в Тюмени. Был хорошим помощником отцу Арсению. За Богоугодные дела в 1898 году посвящен в стихарь. Как человек грамотный, состоял в должности сельского писаря. До 1901 года служил в храме псаломщиком, больше о нем нет сведений.
После него псаломщиком стал Лука Михайлович Мингалев. Переехал вместе с женой и дочерью из Упоровского. За особое радение к своим обязанностям награжден «Библией» от Святого Синода.
В 1905 году должность псаломщика исполнял племянник о. Арсения – Сергей Иванович Никитин. В этом году он вместе с женой Агафьей Дмитриевной и двумя детьми – Анной, Александром – переезжает из села Сивково в Снегиревское. Служил он в храме два года. В 1907 году перемещен к единоверческой церкви села Щучинского Курганского уезда. Затем служил диаконом в Травнинской единоверческой церкви, а с 13 февраля 1914 года, согласно прошению, переведен священником во Вьялковскую единоверческую церковь святителя Николая Чудотворца.
Затем на два года место псаломщика займет Дмитрий Никифорович Можаев из Уфимской еапрхии. Ему всего 17 лет, но свои обязанности исполняет исправно. Из отчета Ишимского уездного наблюдателя церковных школ: «…Пение преподает псаломщик Дмитрий Можаев. Пение стройное, тихое, мелодичное. К сожалению, поют только в школе, а не в храме: боятся, что мужики придут в их ряды и начнут мешать. Обычно некрасивое, гнусавое единоверческое пение при тихом, стройном исполнении оказывается очень приятным пением».
Молодого псаломщика сменит Гурий Диевич Бутаков – местный житель, 25 лет. А с 1911 по 1912 года вакантное место займет Петр Ефимович Константинов. С ним прибудут: жена Агафья Галактионовна и дети Михаил (13 лет), Анна (11 лет), Марфа (3 года) из Саратовской епархии.
Последним псаломщиком в действующем храме будет Афонасий Александрович Речкин. После воинской службы и сдачи специального экзамена, вместе с женой Марией Игнатьевной они поселятся в селе. Здесь родятся дети – в 1913 году – Антоний, в 1914 году - Владимир. Год 1914 – начало Первой Мировой войны. Речкин Афонасий будет призван в ряды войск. На войну он не попадет, и в 1918 году самовольно оставит приход.
Просфорня
Особое место, чуть ли не главное в нашем повествовании, займет сообщение о женщинах – просфорницах. Печь просфоры (Богослужебный литургический хлеб) – дело чрезвычайно ответственное. Прилежность пекарей играет ключевую роль – они должны быть не просто прихожанами, ведь просфорник – заявка на святость, или, по меньшей мере, на сердечную чистоту. А во время приготовления надо (вслух или про себя) читать молитвы и не отвлекаться ничем.
Как только в Снегиревской единоверческой Христорождественской церкви начались службы, просфоры стала печь жительница села Армизонское Ольга Ивановна Кожевникова. На тот момент ей было 38 лет. Девица жила в доме местного священника Иоанна Шалабанова. За свой труд получала 36 рублей в год.
В 1902 году просфорница – Евлампия Иоанновна Наумова, благочестивая девица 25 лет. Так как девицы со временем выходили замуж или покидали нашу местность, просфоры в это время пекла матушка Ульяна Савватеевна – жена священника о. Арсения.
Ответственное дело в 1907 году доверили вдове из Снегиревского Мариамне Иоанновне Бутаковой. Священник определил ей жалование 48 рублей в год. До 1915 года она будет исправно выполнять свои обязанности. Больше сведений о просфорницах нет.
Церковные старосты
Церковный староста не являлся человеком духовного звания и помогал настоятелю прихода в управлении имуществом. Первая обязанность церковного старосты состояла в приобретении свечей и хранении церковной кассы, затем старосты стали ведать ремонтом храма, сбором пожертвований и соблюдением порядка. Староста избирался всем приходом – им не мог стать человек до 25 лет, регулярно не исповедующийся и не причащающийся. Важность функций проявлялась в форме присяги, которая стала обязательной с 1890 г. Текст произносился перед крестом и Евангелием, тем самым подчеркивая всю серьезность взятого на себя служения во славу Божью.
В 1896 году старостой избирается местный житель Иван Климентьевич Логинов. Он не раз получал благодарность епархиального начальства за усердную и полезную службу.
В 1903 приход утвердил в должность старосты храма Савватия Аникиевича Кращенинина 43 лет, отставного солдата. Он знал грамоту (учился у домашнего учителя). Добропорядочный и честный славился среди жителей усердным исполнением любого доверенного дела.
Однако ровно через год вновь становится старостой Иван Климентьевич Логинов. Что интересно – он был неграмотным человеком, однако службу свою выполнял успешно.
В 1909 году должность церковного старосты исполнял Иоанн Стефанович Бутаков. Местный житель 42 лет, отставной ратный ополченец, грамотный человек (обучался у домашнего учителя). С 1913 по 1918 года старостами в храме были: Никифор Васильевич Кадочников (1913 г.), Мирон Диевич Бутаков (1916 г.). Грамотный, отставной ратник ополчения первого разряда, в деревне занимался плотничеством.
В годы лихолетья церковным старостой был Евдоким Родионович Логинов (1918г.). Из всей семьи он один получил грамоту, что позволило ему занять эту должность. Фельдфебель в запасе. Жил с братом, который занимался торговлей съестными припасами. Женат был на Татьяне Константиновне.
Обо всех этих людях можно сказать, что выполняли они свои обязанности добросовестно и усердно. Честь и хвала им, и добрая память!
Церковно-приходская школа
Из исторических документов можно узнать, что крестьянских детей во всей округе учил читать по-старославянски раскольник, старовер Логинов Савелий Максимович из Таракановки (Малое Снегирево). Православный приход не мог допустить такое нарушение – беспоповцы приравнивались к секте.
Священник о. Арсений все силы отдает не только на постройку храма в селе, но и ратует перед епархией за открытие школы. В 1897 году здания для нее нет, но церковная казна выделила 700 рублей для покупки дома. Купили его не у местных, и на вывозку потребовалось не менее 300 рублей. Весь год приход занят сбором недостающихся средств. Занятия ведутся учительницей Клавдией Васильевной Раевской в храме, посещают их 28 мальчиков и 7 девочек.
В 1898 году здание для школы все же было привезено и установлено. Священник о. Арсений за усердное и внимательное отношение к учебно-воспитательному делу в церковной школе получил Архипастырское благословение.
Школьный дом под железной крышей имел два этажа. На первом – общежитие для учащихся, на втором – классы и комната для учительницы. Увеличивается количество учащихся – 32 мальчика и 4 девочки. Сменилась учительница – Евдокия Егоровна Жернакова приехала из Ялуторовского округа.
В школе имеются проблемы с партами и шкафами. Для их приобретения Братство Дмитрия Солунского выделило 50 рублей. Отец Арсений на пожертвования жителей города Шадринска смог построить добротное школьное крыльцо под железным покрытием. Построили ограду из штакетника зеленого цвета. А вот в самой школе много недоделок: потолок, стены не оштукатурены. На содержание отпускалось 50 рублей в год из свечной прибыли, и этого было недостаточно. Только к концу 1911 года работы по благоустройству закончились.
Часто менялись педагоги в школе. В 1899 году учила ребят Нонна Александровна Томначева из города Ишима, в 1904 году – Иосиф Маркович Моисеев. Короткое время – меньше года – Моисееву И.М. будет помогать преподаватель Закона Божьего Петр Земляницын (29 лет). О нем историческая справка сообщает, что «…Петр Георгиевич окончил курс в Ишимском духовном училище. Имеет жену Александру Александровну (26 лет) и дочь Капитолину двух лет». Он отличался особенным усердием в ведении церковно-школьного дела и хорошо знал свой предмет.
Учеников в школе становится все больше: с 1904 года и далее – 46 мальчиков и 18 девочек. В общежитии проживало 22 ученика обоего пола. Девочкам далеко не охотно родители разрешали учиться – были годы, когда их было всего четыре.
С каждым годом крестьяне придают все большее значение образованию своих детей. Пожертвования в церковную казну для улучшения работы церковно-приходской школы увеличиваются, и она становится центром просвещения и образования Армизонской волости.