Павел Бачурин удостоен звания Героя Социалистического Труда в двадцать семь лет, а бригадиром стал и вовсе в двадцать.
«Всё дело
в истоках»
Его считают своим героем два района. Нужно признать: трудовой подвиг он совершил в колхозе «Путь к коммунизму» Сорокинского района. Только в 1963 году эти земли были отнесены к Ишимскому. Но, думается, география – не основополагающий фактор формирования личности Павла Григорьевича.
В журнале «Уральские нивы» в 1969 году напечатан материал под рубрикой «Живёт на селе Герой Труда». «Всё дело в истоках. У нас ведь теперь так: трудись честно и добросовестно – и сам этот труд принесёт тебе и достаток, и уважение, и доверие, и почёт, – размышлял Бачурин в материале «Тебе доверена земля». – А трудиться ты можешь и хлеборобом, и животноводом, и трактористом, и каменщиком, и плотником. Всякое дело почётно, на любой работе себя можно показать в полную силу».
– С раннего детства мы понимали, что, живя в селе, нужно землю любить, обрабатывать её, – рассказывает его брат Александр Евгеньевич Бачурин. – Мы родные по маме, разница у нас в 13 лет. Я не знаю, как воспитывали Павла. Когда я родился в 1944 году в Прокуткино, он уже вовсю трудился в колхозе. Но знаю по себе: с утра мама говорила, что нужно сделать по хозяйству, летом обязательно сходить в лес, набрать бидончик ягод. Выполнив все поручения, был свободен. Само время нас дисциплинировало. Все работали. Дети тянулись за родителями.
Павел родился в 1931 го- ду в Кривощёково, где селились выходцы с Дона, чалдоны. Многих раскулачили, их дома перевезли в Прокуткино, из самых добротных брёвен соорудили школу. Не избежал печальной участи и Григорий Афанасьевич Бачурин. В 1936 году он выслан за то, что имел в хозяйстве четыре лошади. Жене наказал остаться, а сам уехал общим обозом, больше о нём семья не слышала. Павлу едва исполнилось шесть, две его старшие сестры умерли в младенчестве. Мама с сыном переехали в Прокуткино в крытую дёрном саманную избушку. Все события сказались на характере Павла: рано повзрослел, чувствовал ответственность за маму, потом и за брата. Окончил всего пять классов.
– Я смотрел его тетради, у него одни пятёрки, – продолжает вспоминать Александр. – Он был мне нянькой и фактически заменил отца. Мама, Мария Васильевна, в девичестве Тюменцева, работала в колхозе. Я по их твёрдому решению окончил 10 классов, по собственному желанию поступил в Тюменский сельхозинститут. Брат хотел, чтобы шёл в медицинский, он уважал эту профессию, много у него было друзей – врачей: Дюгаевы, Петелины. При его поддержке я успешно окончил институт. Он был строгий, учёбой интересовался, дневники, тетради проверял. В общежитие часто заезжал, смотрел, как живу, потом на квартиры в Яровское, в Тюмень. В 1975 году я вернулся в Ишим с семьёй, работал в ОПХ.
Братья дорожили друг другом, у одного отец пропал без вести в смутное время, у другого погиб на фронте, бережно относились к маме. У Павла, как и у отца, страсть – в подворье всегда была лошадь. Как-то решил двухлетнего братишку покатать верхом, а он свалился, и лошадь наступила ему на ручку. Спасло то, что рука малыша вдавилась в мягкую землю. Этот случай Павел всегда рассказывал со слезами на глазах. А сейчас очередь Александра Евгеньевича со слезами на глазах вспомнить, как брат с женой на мотоцикле попали в тяжелейшую аварию, и это значительно подорвало их здоровье. Они долго лечились в 1-й Советской больнице в Ишиме, в Тюмени. Тогда Александр решил уйти из института, чтобы помогать дома. Но старший остался непреклонен: «Я последний хлеб продам, но ты учись».
«А опыт
с годами
накопится»
Биография хлебороба Павла Бачурина достойно сложилась на прокуткинской земле, на ней он трудился с 1943 года. В 1951-м окончил курсы трактористов в Прокуткинской МТС, через год перевели в бригадиры 1-й комплексной полеводческой бригады колхоза «Вперёд к коммунизму».
В Российской государственной библиотеке хранится брошюра «Мой опыт руководства полеводческой бригадой» (Тюмень, 1957 год).
– Вызывает меня председатель колхоза: «Думаем, Павел, назначить тебя бригадиром. Человек ты молодой, комсомолец. Напористости тебе хватит, опыт с годами накопится. Будет трудно, поможем, а пока поработаешь учётчиком, присмотришься», – писал П.Г. Бачурин.
Это был апрель 1952 года. Он сразу взял на заметку слабую организацию труда: ввёл планирование на неделю, стал заранее давать наряды на работу, понял, что нужно внимательнее присматриваться к людям, выявлять их деловые качества. «И всё-таки главное решающее значение в повышении урожайности всех культур имеют своевременная качественная обработка земли, внедрение передовых технологий», – сделал вывод.
И вот знаменитый 1956 год… «План обсудили на совместном совещании колхозников и механизаторов, внесли ряд поправок. На этом собрании решили вырастить на всей посевной площади в 1200 гектаров по 100 пудов зерна с гектара. Обязательство основывалось на прочной почве: под посев была подготовлена земля, имелось 600 гектаров целины, в плодородии которой нельзя было сомневаться, – пишет далее в брошюре. – Люди взялись за дело горячо. Трактора работали по 16-18 часов в сутки […]. Весь посев провели с 12 по 25 мая, в лучшие для той весны сроки. Пшеницу на площади 750 гектаров посеяли за 8 рабочих дней. Причём 500 гектаров перекрёстным способом».
Стремительно потёк сельскохозяйственный сезон: подъём паров, обработка и прополка посевов, подготовка тока с сушилками, весами, параллельно – заготовка кормов. В плане предусмотрели использование техники, маршруты комбайнов, организацию труда. Из-за дождливой погоды пришлось применять раздельную уборку, по ходу набираясь в этом опыта. В 1956 году сдали 100 тысяч пудов хлеба. Средний урожай – 19 центнеров, а пшеницы – 29 с гектара. Колхоз получил 2000600 рублей прибыли.
Время подъёма целинных и залежных земель в истории сельского хозяйства называют Великим. За 1954–1956 годы механизаторы Прокуткинской МТС распахали более тысячи гектаров пустоши, каждый гектар выдал в среднем 18-20 центнеров, тогда как на старых – 9-10. Расширили посевы ценнейших технических культур – льна-долгунца и кукурузы. В бригаде – всего пять колёсных тракторов «ЧТЗ» и два комбайна «Коммунар». Позднее поступило четыре трактора «ДТ-54». Подмогой успеху были сила и энергия юности: молодой бригадир, механизаторы в возрасте от 15 до 30 лет. Бачурин удостоен звания Героя Социалистического Труда, В.И. Суханов награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За освоение целинных и залежных земель» отмечены 15 человек, семь стали участниками ВДНХ СССР.
«Ничего
геройского, кажись,
и не было»
Служение делу хлебороба, полю вылилось у Бачурина в более чем 40 лет.
– Павел к земле тяготел, – говорит Александр Евгеньевич. – Учился всему на практике, у агрономов. На роду это было написано, все предки – из крестьян. Не заметил, чтобы после получения звания он зазнался. Более требовательным стал, это да!
16 марта 1958 года состоялись выборы в Верховный Совет СССР пятого созыва. П.Г. Бачурин избран депутатом от Ишимского избирательного округа № 341. В 1961 году ему доверено представлять Тюменскую область на ХХII съезде КПСС, в 1969 году – на III Всесоюзном съезде колхозников. В выступлениях, в разговорах он часто повторял дорогие для него слова: «Земля – это источник нашей силы, нашего богатства» («Ишимская правда», 1 января, 1970 год). Признавался, что участие в съезде – большое счастье. Впечатлений получил много: от общения с высшим руководством страны, зачинателем колхозного движения Т. Мальцевым, от Кремлёвского дворца съездов, от встречи с артистами, особенно любимыми Крючковым и Утёсовым.
Орест Мальцев в очерке «В дальнем районе. Заметки писателя» приводит размышления Бачурина на часто задаваемый вопрос: за что вы получили звание Героя Социалистического Труда? «Можно ответить: за выдающиеся достижения в развитии полеводства и освоение целинных земель. Или: за выращивание высокого урожая. И это будет правильно. Так и в газетах пишут. Между тем он, Павел Бачурин, предпочитает ответить так: «Ничего геройского, кажись, и не было. Люди помогли, у людей учился. Что бы я смог без них?»
В беседе спросила и у Александра Бачурина, в чём же особый героизм его брата. «Работал честно, сумел вдохновиться сам и повести за собой бригаду», – ответил он.
– Хлеборобы старой закалки работали одержимо, – включается в разговор жена Александра Тамара Ивановна. – Я с их семьёй знакома с 1967 года и часто слышала слова «битва за урожай»: пахота, уборка, только зимой немного вздохнут. Павел Григорьевич имел особый организаторский талант и талант предвидения успеха. Дома его в сезон не застанешь. На завтрак любил картошку в мундире из чугунки из русской печки. Ошелушивает и ест с молоком, налупится – и в поле. Валентина Лаврентьевна, жена Павла – красавица выше его ростом. Они любили друг друга с детства. Помню, как она пела песню про синие глазки и так на мужа смотрела... Павел – синеглазый и черноволосый, умел пошутить, поддержать. Увлечённый рыбак, охотник. Во дворе у них порядок: колодец, баня, огромные стайки, в них – лошадь в яблоках, скотина ухоженная, огород большой, поленница аккуратненькая. В доме – заслуга Валентины: занавесочки выбитые, вышивки. Усадьба Бачуриных – образец крестьянского хозяйства. Для меня они тоже стали примером в обустройстве быта. Как и мама, свекровь моя, Мария Васильевна.
– Думаю, особому энтузиазму в 1956 году способствовало рождение сына. Совпало: и целина, и сын, и урожай, – высказывает предположения об успехе П.Г. Бачурина ещё одна сноха, жена старшего сына, Александра, Нина Терентьевна. – Очень душевный Павел Григорьевич был. Любил природу, каждое деревце, свои поля. Детей, внуков... И передал любовь к земле сыновьям, они тоже трактористы. Между родными у нас хорошее общение. Это было одним из его наказов. У Бачуриных старших четыре внучки, все получили высшее образование. Они помнят, как дед брал их в поля, показывал ягодные поляны. Есть правнуки: Александр, Алеся, Ярослав.
Получается, не думал Павел Бачурин о своей жизни как о героической, даже когда ему дали высший знак. Глубоко был убеждён: «Уважение к тебе односельчан – это не только оценка твоего труда, это и ответствен- ность […]. Освоили мы 800 гектаров целинных и залежных земель, получили по 21 центнеру зерна на круг. Всё хорошо. Но когда мне Героя присвоили, а затем депутатом Верховного Совета СССР выбрали – растерялся. От неожиданности. Не думал, что труд мой будет так высоко оценён […]. Земли были плодородными. Но ведь мы хозяева на ней, стыдно будет, если снизим её плодородие. Я рассуждаю так: коли ты хозяин на земле, то и проявляй свои способности полностью […]. Коллектив нашей бригады вступил в борьбу за звание бригады высокой культуры земледелия» («Уральские нивы», 1969 год).
На большинстве фотографий Павел Григорьевич – с открытой улыбкой, сродни улыбке Юрия Гагарина. В семейном архиве хранятся вырезки из газет с его выступлениями, материалами о нём. И награды: медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1947), «За освоение целинных земель» (1957), с ВДНХ СССР – большая серебряная (1960), участника ВДНХ (1967), серебряная (1969), «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970), «Ветеран труда» (1990), юбилейные в честь годовщин Великой Победы, знаки «Победитель социалистического соревнования» (1973, 1978), почётные грамоты ЦК КПСС, Совета министров, ВЦСПС, Президиума Верховного Совета СССР и другие. Имя П.Г. Ба- чурина занесено в Книгу почёта Ишимского района.
Умер он 9 октября 2004 года, похоронен на кладбище с. Прокуткино.
Людмила Марикова.
Фото из семейного архива.