Медиакарта
17:25 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

История создания “Песни о тревожной молодости”

Советские композиторы, творя современные комсомольские песни, не однажды обращались к героическому прошлому нашего народа, к событиям гражданской и Великой Отечественной войн.

Так, например, Александра Николаевна Пахмутова - «главный комсомольский композитор», как назвал её Дмитрий Бори-сович Кабалевский, в 1958 году написала «Песню о тревожной молодости» (на стихи Льва Ошанина) для кинофильма по роману Виктора Кина «По ту сторону». Действие фильма проис-ходит на рубеже двадцатых годов, на Дальнем Востоке, который Красной Армией, с помощью партизан и местного населения последним в нашей стране был очищен от иностранных интер-вентов и остатков белых банд. Вот что рассказывает известный поэт Лев Иванович Ошанин о том, как была написана песня: 

- Фильм «По ту сторону» давал возможность связать единой романтической нитью все поколения гражданской войны. Мне хотелось написать такие слова, в которых бы переплелись и доро-ги гражданской войны, и первых пятилеток, и войны Отечественной… И чтобы, передавая прошлое, слова песни переносили нас в сегодняшний день, были словами сегодняшних комсомольцев, сегодняшней молодежи. И, как мне показалось, замысел удалось передать. Пахмутовой понравились слова, и она написала на них музыку. Начинаем играть и петь - всё мимо, всё не интересно, песни нет! Я уж потом узнал, что у Пахмутовой, как и у Островского, с большим трудом пишется музыка на готовый ритм. У неё складывается всегда какой-то свой ритмический ход. Несколько попыток на-писать музыку на мои стихи оказались неудачными. Потом она говорит: «Может быть, вот это?». И играет чудесную музыку, по мысли совершенно такую, которая нужна, а по ритму совсем другую, чем мои стихи. «Это отлично», - говорю я. «А у вас слова другие», - говорит она. Ну, что же делать? Я написал заново слова, в которых нет ни приказательных интонаций, ни назойливого повторения про-писных истин. В них - раздумье о Родине и романтический рас-сказ о человеческой судьбе и порывах человеческого сердца: «И снег, и ветер, И звезд ночной полет. Меня мое сердце, В тревожную даль зовет («меня» зовет, а не «тебя»). Пока я ходить умею, Пока глядеть я умею, Пока я дышать умею, Я буду идти вперед (Не «ты иди», а «я буду идти», а ты — как хочешь). И вот когда так ставится вопрос, этому «ты» начинает тоже хотеться идти сквозь снег и ветер, думать о Родине и совершать поступки, достойные настоящего человека. Вот в этом ведь, в сущности, состоит задача комсомольской песни — открыть человеку возможность подвига…
В «Песне о тревожной молодости» композитор рисует, по выражению советского композитора Д.Б. Кабалевского, «своеобразный собирательный портрет нашей молодежи, её лучших гражданских черт, портрет, написанный в увлекательных, романтических тонах». И поэтому не нуждается в объяснении эпизод, происшедший спустя восемь лет, на XV съезде Ленинского комсомола во Дворце съездов. Пахмутова не успела еще сойти с трибуны после выступления, как весь зал подхватил начатую кем-то песню:

Забота у нас простая, забота наша такая -
Жила бы страна родная, и нету других забот.
И снег, и ветер, и звезд ночной полет…
Меня мое сердце в тревожную даль зовет.

Пускай нам с тобой обоим беда грозит за бедою,
Но дружбу мою с тобою одна только смерть возьмет.
И снег, и ветер, синих звезд ночной полет…
Меня мое сердце в тревожную даль зовет.

Пока я ходить умею, пока  глядеть я умею,
Пока я дышать умею, я буду идти вперед.
И снег, и ветер, синих звезд ночной полет…
Меня мое сердце в тревожную даль зовет.

И так же, как в жизни каждый,
Любовь ты встретишь однажды,
С тобою, как ты, отважно сквозь бури она пройдет.
И снег, и ветер, синих звезд ночной полет…
Меня мое сердце в тревожную даль зовет.

Не думай, что все пропели, что бури все отгремели,
Готовься к великой цели,  а слава тебя найдет.
И снег, и ветер, синих звезд ночной полет…
Меня мое сердце в тревожную даль зовет.

И снег, и ветер, синих звезд ночной полет…
Меня мое сердце в тревожную даль зовет.