…Когда я спросил у своего собеседника, что ему больше всего запомнилось из прожитой жизни, он, немного подумав, с грустной улыбкой ответил: «Наверное, детство. С ним всё связано».
Владимира Моора особо представлять не нужно – коренной викуловчанин. Родился здесь, рос в семье простых тружеников – Иоганна Генриховича и Лидии Фёдоровны, с наступлением школьного возраста пошёл учиться, армия, взрослая ступень судьбы…
-- Нас у отца с мамой было пятеро, почти все – погодки. Жили, можно сказать, бедно, как говорится в народе, -- своим хозяйством: огород, корова, поросята, птица и так далее, -- вдаётся в прошлое Владимир Иванович. – У каждого из детей – свой «фронт работы», а это, какая-никакая, а помощь родителям, особенно маме, которая и за нами приглядывала, и в доме порядок поддерживала, и в огороде, и стирала, и стряпала… Да, что там говорить! Большинство деревенских семей так жило! Приучили родители к работе, самостоятельности. Я и сам потом всё время корову с телятами держал, да и сейчас во дворе и поросята, и куры, и бройлеры…
На девятом году Володя пошёл в школу. Учился старательно, потому всегда находился в числе успевающих. Успевал везде – и в школе, и дома, где постоянно находились дела, да ещё в придачу пристрастился к рыбалке, в которую втянул его старший брат Александр. В любую погоду убегали на Ишим-реку к своим заветным местам, ловить окуней да чебаков.
-- Я и сейчас не расстаюсь с этим занятием, -- признаётся Владимир Иванович. – Нет-нет, да и беру в руки удилища. Свежий воздух, речка или озеро, сама природа успокаивает, гонит тяжкие мысли из головы, которых, к сожалению, с каждым днём прибавляется.
…Осенью 1976 года В. Моора призвали на действительную военную службу. Долг Родине отдавал на просторах Казахстана в радиотехнических войсках, которые в какой-то степени предопределили его дальнейший жизненный путь.
-- По сути дела, у меня после демобилизации не было никакой гражданской специальности, -- продолжает Владимир Иванович своё повествование. – Помог подвернувшийся случай: в райсельхозуправление потребовался человек, разбирающийся в радиоаппаратуре – тогда в хозяйствах широко внедрялись переносные и стационарные радиостанции типа «Лён». А это мой профиль. Так и началась моя трудовая деятельность.
Почти два года отдал Владимир этой интересной работе – всё начинать приходилось с нуля, на голом месте, как говорится. Но – дальше больше. В 1980 году В. Моор, по направлению райисполкома, поступил в Тюменский сельскохозяйственный институт на факультет механизации, после окончания которого назначили его главным инженером Викуловского РСХУ, а уже в 1987 году перевели на соответствующую должность в молодую организацию «Викуловоагротранс», созданную на базе «Агрохимии».
На дворе – тревожные 90-е. В стране – разброд и шатания, вседозволенность, которые докатились и до нашей сибирской глубинки.
-- Работать стало очень тяжело, почти невозможно, -- говорит о тех временах В. Моор. – Да и не было её, работы, как таковой. Все старые планы рухнули, а новые ещё не сверстались. Жили-то одним днём.
В 2002 году предприятие поменяло название, стало именоваться ООО «Агротранс». Её начальником избрали Владимира Ивановича Моора.
-- И грустно, и горько вспоминать ту пору. Кругом, куда ни глянь, волокита, разруха, воровство. Обидно за организацию, которая из самых крупных и перспективных в районе в миг оказалась у разбитого корыта. Как в сказке. Обидно за десятки ребят, которые лишились работы и были предоставлены сами себе. Всё порушилось – и помыслы, и надежды, а общество наше обанкротилось. У жизни свои правила, свои законы, которых порой нам и не понять.
Рассуждения Владимира Ивановича вполне понятны и глубоко близки каждому, кто перенёс и горбачёвскую перестройку, и ельцинскую демократизацию государства. Не стало ни колхозов, ни совхозов, рассыпалась, как карточный домик, социальная сфера, забыли деревню и в плане благоустройства, финансовой поддержки… А когда смотришь на то, что когда-то было возведено твоими руками и руками твоих единомышленников…
-- Не знаю, к чему мы придём с такой политикой в отношении села. Да и есть ли она, эта политика, программа возраждения деревни? Сомневаюсь, -- отвечает на свой же вопрос В.Моор. – В 2009 году на том, что осталось от «Агротранса», зарегистрировали новое ООО – «Агроовощ», занялись выращиванием картофеля. Как-то надо зарабатывать деньги! Семьи кормить! Поначалу, вроде бы, всё стало складываться: землями обзавелись, техникой, инвентарём, рынки сбыта прощупали, и, что немаловажно, субсидии от государства получать начали. Первые три года. А сейчас… Ни копейки помощи, и картошка наша никому не стала нужной – не берут, а если и берут, то, опять-таки, за копейки. Овчинка выделки не стоит.
…Вспомнили с Владимиром Ивановичем и годы юности, комсомольский возраст, когда разного рода массовки, субботники да воскресники были для молодёжи ни чем другим, как праздником, где один за всех, и все за одного.
-- Именно в эту пору я и познакомился с молоденькой медсестрой Зоей, Зоей Аркадьевной, моей будущей женой, с которой вместе вот уже почти сорок лет, -- улыбается Владимир Иванович. – Двух дочерей вырастили – Елену и Анну; окончили школу с серебряными медалями, затем – Екатеринбургский горный институт с красными дипломами, обе работают на Урале. А мы с супругой живём своими внучатами – Викой, Кристиной и Вадиком, в них вся наша любовь и радость.
…25 октября В.И. Моору исполнилось 60 лет. Прекрасная дата, с которой именинника поздравили все родные и близкие люди, друзья и товарищи. Примите и от нас, уважаемый Владимир Иванович, самые добрые и тёплые пожелания по случаю Вашего значимого юбилея! Здоровья, благополучия и успехов во всём!
На снимке: В.И.Моор
Фото Т.СУХОВОЙ.