В связи с активным интересом представителей СМИ к теме выявления в социальных учреждениях Ямала молочной продукции, не соответствующей требованиям Технических регламентов Таможенного Союза, а также с опровержением Управлением Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу ранее опубликованной информации по данному вопросу, считаем необходимым сообщить.
Согласно пресс-релизу нашего Управления, размещённого на сайте 17.09.2018, речь идёт о продукции, не соответствующей требованиям Технических регламентов Таможенного Союза в 11 учреждениях из 12, где были отобраны пробы. Аналогичная информация была доложена на заседании Комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции ЯНАО 3 июля 2018 года (в присутствии представителей Роспотребнадзора), но почему-то не привлекла внимание у заинтересованного ведомства.
Действительно Управлением Россельхознадзора было исследовано 26 образцов молочной продукции, из которых 22 (84,6 %) - не соответствовали требованиям Технических регламентов Таможенного Союза, что значительно превышает аналогичные показатели лабораторных исследований Управления Роспотребнадзора.
Из 22 образцов продукции, не соответствующей требованиям Технических регламентов Таможенного Союза, 18 (82 %) - по заключениям экспертов признаны фальсификатом, что составило 69,2 % от исследованной в рамках риск-ориентированного подхода. Это несравнимо с показателями Управления Роспотребнадзора (1,7 %).
Продукция, не соответствующая требованиям Технических регламентов, была выявлена в 92 % социальных учреждений, предоставивших образцы (11 из 12), что не сопоставимо со статистическими показателями Управления Роспотребнадзора по ЯНАО.
Исследования проводились ФГБУ «Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория», аккредитованном в национальной системе и имеющем международную аккредитацию в области лабораторных исследований пищевой продукции DANAK (Дания, рег. № 528).
Мониторинг молочной продукции проводился с учётом риск-ориентированного подхода к хозяйствующим субъектам на основании обращения представителя Федерального проекта «За Честные Продукты!» А.А. Бражко о фактах заключения контрактов на поставку молочной продукции в социальные учреждения ЯНАО по ценам ниже оптовых. Кроме того было учтено, что поставка продукции на Ямал осуществляется не от производителей продукции, а даже через вторых, и третьих лиц.
В нашем случае поставщиками молочной продукции являлись ООО "БАРС", Омская область; ООО "Ямал", ЯНАО; ООО "СЕВЕРПРОДСНАБ", ЯНАО; ПО Тазовское потребительское общество, ЯНАО.
Мониторинговые исследования проводились в социальных учреждениях (детских садах, школах, больницах, колледжах, социально - реабилитационных центрах и т.д. и т.п.), находящихся в городах Новый Уренгой, Надым, Губкинский, Лабытнанги, пгт. Пангоды, поселках Тазовский, Яр-Сале и др.
Например, в государственном бюджетном учреждении г. Новый Уренгой, ЯНАО была отобрана проба масла сливочного традиционного (массовая доля жира 82,5 %), произведенного согласно маркировке ООО «Наша ферма», г. Санкт-Петербург. В рамках контракта № 2890401811918000025, заключенного государственным учреждением с поставщиком ООО «Ямал», закуп продукта осуществлялся по цене 129,00 рублей за 1 кг! По данным Росстата, средняя потребительская цена на масло сливочное на Ямале составляет от 600 до 700 рублей за 1 кг. Лабораторные исследования и экспертиза подтвердили не соответствие данного молочного продукта требованиям технических регламентов по наличию растительных масел и жиров, массовой доли жира и влаги. Фактически – фальсификат. Согласно информации, предоставленной Управлением Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербург за № 78-00-08/33-26225-2018 по указанному адресу ООО «Наша ферма» производственная деятельность не ведётся, дверь закрыта, вывеска отсутствует, декларации приостановлены.
Аналогичная ситуация с маслом сливочным традиционным (массовая доля жира 82,5%) в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении с. Газ-Сале, произведенным согласно маркировке также ООО «Наша ферма», г. Санкт-Петербург. В рамках контракта № 3891000297418 000013, заключенного государственным учреждением с поставщиком ООО «Ямал», закуп продукта осуществлялся по цене 252,00 рублей за 1 кг!
Следующий пример. В государственном бюджетном учреждении г. Тарко-Сале, ЯНАО была отобрана проба масла сладко-сливочного «Крестьянское» (массовая доля жира 72,5 %), произведенного согласно маркировке ООО «Филимоновский молочно-консервный комбинат», Краснодарский край. В рамках контракта № 3891101871218000012, заключенного государственным учреждением с поставщиком ООО «Ямал», ЯНАО закуп продукта осуществлялся по цене 303,00 рублей за 1 кг. Лабораторные исследования и экспертиза подтвердили не соответствие данного молочного продукта требованиям технических регламентов по наличию растительных масел и жиров, массовой доле жира и влаги. Фактически – фальсификат. Согласно информации, предоставленной Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю за № МА-39300 ООО «Филимоновский молочно-консервный комбинат» масло сливочное в адрес ООО «Ямал» не поставлял.
Далее в государственном бюджетном учреждении г. Новый Уренгой, ЯНАО была отобрана проба масла сливочного «Крестьянское» (массовая доля жира 72,5 %), произведенного согласно маркировке ООО «Красноярское молоко», Самарская область. В рамках контракта № 3890404021017000044, заключенного государственным учреждением с поставщиком ООО «Ямал», ЯНАО закуп продукта осуществлялся по цене 175,00 рублей за 1 кг! Лабораторные исследования и экспертиза подтвердили не соответствие данного молочного продукта требованиям технических регламентов по наличию растительных масел и жиров, массовой доле жира и влаги. Фактически – фальсификат. Согласно информации, предоставленной генеральным директором, ООО «Красноярское молоко» не выполняет поставки молочной и масложировой продукции в регионы Тюменской области, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.
Далее можно не перечислять, т.к. ситуация будет примерно повторяться.
Интересно, что 14 муниципальных бюджетных детских образовательных учреждений отказались предоставить образцы молочной продукции для бесплатных исследований, мотивировав это тем, что продукция с документами, в таре поставщика и проверяется по составу. При этом все отказы были написаны как «под копирку» (текст, смысл, содержание). Однако стоимость одного килограмма масла (массовая доля жира 72,5 %) по 12 государственным контрактам составила 148,84 рубля, а по двум государственным контрактам на поставку масла с массовой долей жира 82,5% составила 252,00 рубля за один килограмм…!
Информация о фактах выявления фальсифицированной молочной продукции и продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Таможенного Союза, была доведена до участников госзакупок, производителей, Управлений Россельхознадзора и Роспотребнадзора в зоне ответственности которых территориально находятся ее производители, в том числе и находящемуся на территории ЯНАО.