Девушки в народных костюмах, улыбаясь, встречали каждого, кто заходил в этот день в Медведевский сельский дом культуры, повязывали на руку оберег. Небольшая заминка в ожидании гостей из областного центра – путь не близкий – была вскоре заполнена задорными частушками. Первые звучали на чувашском языке, ведь отмечали областной национальный праздник осеннего богатства – «Кёр пуянлахе». Всё шире становился песенный круг. И вот уже пустились в пляс участники праздника под русские народные наигрыши, женщины постарше запели хором сердцу дорогое: «Огней так много золотых…» Русские, чуваши, да многие ещё кто, впервые встречали на Голышмановской земле один из древнейших земледельческих праздников чувашей, символизирующий успешное окончание сельскохозяйственных работ. Закрома полны – как тут не радоваться, как не петь! Древний обряд «кёр сари» показал, как по завершении уборочных работ чуваши собирались вместе, пекли хлеб из зерна нового урожая и варили пиво.
– Нашему ансамблю уже 37 лет, ещё моя мама пела здесь. Все участницы коллектива варят дома пиво, каждая по своему рецепту, – рассказывает руководитель ансамбля «Пилеш» из села Караульнояр Ярковского района Зоя Беспалова. – В старину готовили солод из ячменя. Но у нас нет возможности проращивать зерно, сушить в печах и молоть на жерновах, как это делали наши бабушки. Вместо солода используем квасное сусло. Всё остальное делаем так же: кипятим хмель, настаиваем, смешиваем с закваской и водой, добавляем немного дрожжей. Хмель поднялся – можно пить. В Чувашии пиво, что квас для русских, очень хорошо утоляет жажду.
Участницы аромашевской делегации вышли к гостям в национальных головных уборах чувашских девушек – тухьях. Обычно они изготавливались из бисера, а вот аромашевские мастерицы использовали монеты.
– Десять лет назад мы образовали ассоциацию чувашей, создали ансамбль – говорим и поём на чувашском языке, – сказала Светлана Забродина. – Самое главное, не забывать обычаи, язык, песни и передавать их нашим детям. К примеру, мои дочери только наполовину чувашки, но вместе со мной поют национальные песни. Общение с земляками согревает душу.
Представитель ассоциации чувашей Тюменской области «Таван» Николай Герасимов рассказал, что в Аромашевский район первые переселенцы из Чувашии приехали во времена столыпинской реформы в 1905-1906 годах. До сих пор стоят те деревни.
Для хранительницы чувашской культуры и хозяйки агроусадьбы «Лучик Аван» в селе Медведево Галины Никифоровой областной праздник стал особым днём. Именно с её общественной работы, экскурсий на чувашское подворье, началась в Голышмановском городском округе работа по объединению проживающих здесь представителей этой национальности.
– Три года работы не прошли даром, – говорит Галина Георгиевна. – Моя цель – с помощью таких праздников собрать и сплотить чувашей, создать коллектив, жить дружно, помогать друг другу, вести совместную общественную работу.
Учительница из Медведевской школы Людмила Кутырёва с удовольствием окунулась в мир культуры своих предков.
– Из детства помню: не принято было раньше афишировать свою национальность. Некоторые даже скрывали, откуда приехали, свои корни – опасались негативного отношения местных, – говорит Людмила Михайловна. – А я рада, что наша Галина Георгиевна Никифорова несёт людям столько света и тепла своей работой. Проектная деятельность подняла народ, дала повод гордиться своим происхождением. А талантов сколько открыто!
Такие праздники ломают стереотипы. В культуре каждого народа есть чему поучиться, чему удивиться. В последние годы на территории Голышмановского округа возрождают традиции разных народов. К примеру, в Медведевском сельском поселении проживают в мире и согласии представители одиннадцати национальностей.
Областной праздник осеннего богатства стал поводом вернуться на нашу Голышмановскую землю экспедиции по сбору фольклора. Последнее посещение старожилов участниками фольклорного ансамбля «Росстань», студентами тюменского колледжа искусств и института культуры в 1996 году вылилось в диски со старинными песнями. Сделаны новые открытия, а значит, впереди большая работа по возрождению и сохранению фольклорных традиций чувашского народа.
Фото Олеси ЗАЗУЛИНОЙ