«Наша память избирательна, как урна», - написал когда–то Сергей Довлатов. И он совершенно прав. Современники стараются помнить лишь то, что хочется, или то, что принято помнить в обществе. И многие окончательно разуверились, что в истории Армизонского района великое по значению место отведено православию. Об этом старательно замалчивали в советском прошлом, да и сейчас говорят мало. А ведь Россия - страна православная! Наши предки были крепки в вере и жили по законам Божьим. Сколько их участвовало в строительстве храмов? Сколько было среди них добровольных жертвователей на добрые дела? Сколько их старалось, чтобы крестьянские дети становились образованными людьми? И этой статьей мы хотели бы напомнить о людях, потомки которых и сейчас живут в Армизонском районе, об их благодатной деятельности и во славу Божью, и для духовного и нравственного развития жителей. Слава и честь им!
Вьялковская единоверческая церковь святителя Николая Угодника
В селе Вьялково мало кто знает, что в 1906 году их предки своими руками возвели церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Строили основательно: хоть деревянную, но на каменном фундаменте и с колокольней.. Снаружи оно было окожушено тесом и покрашено белой масляной краской. Крышу храм имел железную. Внутри все было сделано аккуратно и добротно, а стены оштукатурены и покрашены. Престол освящен во имя святителя Николая Угодника.
Дом для священнослужителя построили и обустроили в 1909 году. Когда приезжал для проведения служб и треб батюшка из Снегиревского, то останавливался в нём.
Церковь долгое время была приписной, то есть относилась к Христорождественской единоверческой церкви села Снегиревского. Священник отец Арсений приезжал не часто. Да и сами вьялковские прихожане в Христорождественской были не особо частыми гостями, особенно в весеннюю и осеннюю страду – далеко добираться. Тем не менее, население было богобоязненное, и если кто-то долго не исповедовался, не причащался, такое поведение осуждалось... Вот и решили всем сельским сходом - организовать свой, самостоятельный приход.
И вот в 1915 году Указом Священного Синода он был создан. Священником назначен Сергей Никитин, псаломщиком – Сергей Иванов, молодой человек 18 лет из Кургана (будет призван в 1916 году на действительную военную службу). А в 1918 году псаломщиком будет служить Петр Плечев.
Старостой при Вьялковской единоверческой церкви в 1915 году был Назар Илларионович Карякин, а в 1916 – Макарий Карпович Третьяков. Известно, что это – местные жители, образованные и состоятельные.
Священник отец Сергий жил в селе вместе с семьёй. Жена Агафья Дмитриевна, кроме ведения домашнего хозяйства, пекла просфоры. Дети – Александр, Анна и Мария - до определенного возраста были при родителях, обучались дома. Для получения серьезного образования помещались на полный пансион в училища города Тобольска. В то время были открыты не только мужские, но и женские епархиальные училища.
Отец Сергий ревностно относился к службе пастыря, и потому не раз получал от епархиального начальства Благодарности. Священник даже свой отпуск проводил с пользой для души – совершал паломнические поездки, в том числе был в Саровской пустыни у самого Серафима Саровского.
Настоятель храма радел за открытие церковно – приходской школы для крестьянских детей. Не смогли прихожане своими силами построить отдельное здание, но стали обучать детей в наемном помещении. Для содержания школы отпускалось из церковной казны 45 рублей в год. Обучалось в ней 37 мальчиков и 10 девочек.
Село, находящееся в живописном месте, было богатое. В 1915 году проживало 192 жителя. Почти все имели крепкое хозяйство. Основной доход имели от земледелия и домашнего подворья. Дома были по-сибирски основательно построенны. Историческая справка свидетельствует – село состояло из 41 двора. Для сравнения: в деревне Бердюгиной в 9 дворах было 36 жителей, а в деревне Прохоровой в 37 дворах - 215.
Из века в век красят человека не слова, а дела. Давайте вспомним добрым словом тех, кто жил до нас, кто подтвердил делом слова «глубинкою сильна Россия».