Медиакарта
1:43 | 24 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Её призвание – помогать детям

10:47 | 13 ноября 2018
Источник: Красная звезда

Профессиональный праздник логопедов отмечается 14 ноября во всём мире. Эти специалисты работают в школах, поликлиниках, открывают свои собственные кабинеты, но объединяет их одна общая черта – все они стремятся помочь своим пациентам. Их работа сродни труду физиотерапевтов – корректируя речь, они возвращают ребёнку роскошь человеческого общения, дают ему возможность активно жить в обществе, успешно учиться в школе и нормально развиваться. Сегодня большая часть клиентов логопеда — это дети дошкольного и младшего школьного возраста.

Однако он работает не только с детьми, но и решает проблемы, связанные с речевой коммуникативностью взрослых людей. Помимо исправления произношения отдельных звуков, помогает с исправлением разнообразных нарушений речи: недоразвитие, дефекты произношения, темп и тембр речи, речевые отклонения вследствие патологии центральной нервной системы, проводит раннюю диагностику, чтобы выявить эти проблемы. Такую трудную, но нужную обществу профессию выбрала Ирина Фёдоровна Мироненко, учитель-логопед МАОУ «ВСОШ №1» - отделение Викуловская специальная (коррекционная) школа и районного логопедического дошкольного пункта.

   Родилась Ирина в г. Нижнекамске Республики ТАССР, затем семья переехала в Сорокинский район Тюменской области, а в 2000 году – в с. Боково Викуловского района. Окончила Боковскую школу в 2007 году и поступила в Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования», специализация «Развитие и коррекция речи». Учёба давалась легко, в первую очередь потому, что эта область знаний была ей интересна. А с наступлением времени практики заинтересовалась ещё больше, потому что понравилось работать с маленькими детьми. По окончании института в 2012 году получила диплом с отличием. Тогда же встал выбор: остаться в городе (поступило предложение работать с детьми-речевиками в детском саду, в котором три курса подряд проходила практику, с предоставлением жилья) или начинать трудовую деятельность в нашем районе. Ирина выбрала второе.

   - Я считаю, что всё, что ни делается, -- к лучшему, и время мне это доказывает, -- делится она. – Я хотела быть поближе к своей семье и вернулась в район. Тогда я, конечно, расстроилась, потому что в викуловских детских садах не нашлось для меня места - ни воспитателя, ни логопеда, но сейчас рада, что всё сложилось именно так и я пошла по другому пути. В службе занятости мне предложили трудоустройство в центр творчества педагогом-организатором по кружковой деятельности, и я согласилась. Коллектив меня принял хорошо, я вела кружок «Фантазия» по изготовлению поделок, деткам очень нравилось его посещать. Потом немного его видоизменила, сделав акцент на естественно-научном направлении, тогда мы с детьми стали проводить различные опыты. Всё это, конечно, было интересно, но я чувствовала, что я как будто стою на месте и не развиваюсь, и все мои знания, которые я получила в институте, лежат забытым багажом. Нужно было двигаться в профессиональном направлении, и однажды я обратилась к директору Татьяне Юрьевне Васильевой, чтобы она разрешила мне открыть логопедический кружок. Я до сих пор благодарна ей за то, что она меня поддержала. Так я начала заниматься тем, в чём разбираюсь. Логопедия – это моё, я в этой сфере как рыба в воде.

   Первые результаты работы логопедического кружка порадовали и саму Ирину, и родителей тех детей, с которыми она занималась, появились положительные отзывы. Тогда центр творчества закупил специальное логопедическое оборудование, чтобы занятия проходили более эффективно, приобрёл стерилизатор для  дезинфекции. Но всё-таки Ирина понимала: в этом учреждении работа больше направлена на досуговую деятельность детей, а ей хотелось заниматься именно коррекцией речи. И когда поступило предложение от директора коррекционной школы И.В. Леоновой устроиться к ним логопедом, не долго думая, согласилась. Это было новое для И.Ф. Мириненко, пришлось как бы заново открывать другие горизонты, ведь с детьми с ограниченными возможностями здоровья ей работать ещё не приходилось. Это оказалось сложнее, но она справилась, научилась тому, чего не умела. И сегодня продолжает трудиться в выбранном направлении.

   - Я не испытываю страха, если ко мне приводят ребёнка с запущенными нарушениями речи, -- говорит она. – Я собираю всю волю в кулак и начинаю заниматься с ним. В такие моменты я даже чувствую себя врачом скорой помощи, ведь ему нужно помочь научиться говорить правильно, а то и вовсе научиться говорить. Зачастую приводят деток, которые, например, в 4 года говорят только «мама» и «папа». И для меня огромное счастье, когда после продолжительного времени упорных занятий в их речи появляются глаголы, а позже и предложения!

   И правда, логопед – словно скульптор, которому необходимо так «растереть» свой материал, чтобы получилось то, что нужно, а в данном случае – социализированного человечка. Это большая ответственность, но коллеги и родители знают – на Ирину Фёдоровну можно положиться.

   Логопед отмечает, что процесс коррекции никогда не бывает быстрым, и потому обратная связь всегда должна присутствовать. Очень важно в таких моментах понимание со стороны семьи ребёнка. Ведь для достижения положительного результата одних занятий в кабинете специалиста недостаточно. Бывают и такие случаи, когда звук с трудом, но ставится, но из-за того, что после этого дома с ребёнком не занимаются, приобретённый навык вновь пропадает. Вот о таких ситуациях Ирина Фёдоровна говорит с особым сожалением, потому что получается, что все её усилия становятся напрасными. Чтобы свести такие случаи к минимуму, в рекомендациях родителям она чётко указывает, какие упражнения необходимо выполнять дома, сколько раз.

   Ирина – творческий человек, поэтому до декретного отпуска принимала участие в различных конкурсах. В одном из таких («Педагогический поиск – 2015») заняла 3 место. Вернулась из декретного в августе этого года и уже вошла в привычный рабочий темп. В прошлом месяце прошла повышение квалификации и практический курс по логопедии в г. Тюмени (вели преподаватели из г. Москвы), получила два сертификата и два удостоверения.

   - Ездила на курсы, чтобы, прежде всего, обновить себя, свои знания, -- говорит она. – А ещё для того, чтобы убедиться, правильно ли я всё делаю. Слушая лектора, поняла, что двигаюсь в нужном направлении, и для меня это очень важно.

   Процесс коррекции речи -- длительный и сложный путь. Это общий труд, но за конечным результатом всегда стоят конкретные люди -- учителя и врачи,  логопеды. Их задача, несмотря на трудности, найти особый практический подход к пациенту, помогающий человеку приобрести новый и правильный навык. И хорошо, когда этой серьёзной работой занимаются мастера своего дела, как И.Ф. Мироненко. Глядя на этого специалиста, ещё раз убеждаешься: когда человек приходит в профессию по призванию, по зову сердца, то его труд будет приносить только положительные плоды.

На снимке: И. Ф. Мироненко

Фото автора

Автор: А. НАУМОВА