Для того чтобы понять, как живётся людям с отсутствием зрения, достаточно всего лишь на некоторое время завязать глаза. Уже в первые минуты человек будет ощущать потерю ориентации, заметно возрастёт состояние тревоги, незащищённости и ослабеет уверенность в действиях, даже если при этом он будет находиться в знакомом месте и ничего не делать. Но повязку с глаз обычный человек может снять, а слепой или слабовидящий вынужден «носить» её постоянно. Для того чтобы мир хотя бы на секунду остановился и обратил внимание на таких людей, был утверждён Международный день слепых. Эта дата ежегодно отмечается 13 ноября. Событие было учреждено по решению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1984 году.
В настоящее время специальные школы для людей с ограниченными зрительными способностями распространены повсеместно. Проделана огромная работа, есть множество талантливых профессионалов, дающих таким людям общее образование и помогающих справиться с психологическими и социальными сложностями. На сегодняшний день в Викуловской организации слепых состоит 45 человек, но вообще людей с серьёзными проблемами зрения более 180. Последние разработки в сфере технологий дают надежду на восстановление зрения и снятие проблемы слепоты в целом. В то же время продолжается создание и совершенствование аксессуаров и приспособлений, помогающих незрячим людям действовать и жить в современном мире.
Как раз о них и рассказала учащимся 7,8 и 9 классов отделения Викуловской специальной (коррекционной) школы заместитель председателя ВОС по молодёжной политике Н.Ю. Марченко. В рамках месячника «Белой трости», который проходит с 15 октября по 15 ноября, проводят ряд мероприятий, и этот урок доброты -- один из них. Он состоялся 7 ноября.
В начале урока Наталья Юрьевна рассказала ребятам о людях, имеющих нарушения зрения. И для того, чтобы они поняли, насколько это усложняет им жизнь, предложила желающим надеть на глаза повязку и пройтись по классу. Дети откликнулись, и каждый ученик в этот момент почувствовал, как же это неудобно. Далее школьникам предложили поиграть в игру. Нужно было отгадывать загадки, при этом определяя загаданный предмет на ощупь. Загадки Н.Ю. Марченко раздала каждому желающему, а уже ответы на них ребята искали в мешке, ощупывая предлагаемые предметы. Именно так и приходится действовать слепым и слабовидящим ежедневно, всю свою жизнь. Так дети смогли ещё раз убедиться, что зрение – это настоящий дар, данный человеку, и нужно его беречь.
В ходе встречи школьникам показали, как правильно нужно переводить слепых через дорогу, как помочь им, например, сесть на стул. Эти несложные действия со стороны любого из нас необходимы незрячим, поэтому нужно откликаться на просьбы о помощи, а иногда и предлагать её самим.
«А как вы думаете, как слепой человек наливает себе воду в стакан, или чай, или суп в тарелку?» -- поинтересовалась у школьников Наталья Юрьевна. Ответы были самыми разными, но они даже не знали – для этого существует определённый прибор – регулятор жидкости. Он издаёт звук, когда посуда заполнена до краёв. Это было наглядно продемонстрировано.
Немаловажным моментом урока стала беседа с детьми о том, как нужно беречь зрение, какие правила следует соблюдать, чтобы сохранить его.
В последней половине урока Н.Ю. Марченко рассказала ребятам о волейболе для слепых. Сначала они удивились тому, что инвалиды по зрению могут играть в подвижные командные игры с мячом, а потом посмотрели фильм, в котором рассказывалось о том, как им удаётся играть в эту спортивную игру и какие приспособления помогают преодолеть трудности. Тогда всё стало понятно: оказывается, для людей с такими нарушениями созданы специальные мячи, внутри которых вставлены колокольчики. На сетку тоже вешают бубенчики. В итоге, в волейбол инвалиды по зрению играют, ориентируясь на звук.
- Мы хотим развивать волейбол для слепых и слабовидящих, постараемся привлечь молодёжь, -- рассказывает Н.Ю. Марченко. – Сегодня мы расскажем детям, как слепые играют в волейбол, а завтра покажем это на практике. Наша организация старается делать всё, чтобы люди с нарушениями зрения не чувствовали себя вне общества, а как можно больше приобщались к нему. И общество должно с пониманием относиться к инвалидам.
8 ноября в спортивном зале спорткомплекса игра в волейбол действительно состоялась. Команда была из 12 человек – учеников коррекционной школы (6 – на одной стороне поля, 6 – на другой). Позже к их игре присоединились и педагоги. Детям понравилось играть с повязками на глазах, отметили, что испытали совершенно другие ощущения.
- Такая игра придумана не только для слепых, в неё могут играть и здоровые люди, -- объяснила Н.Ю. Марченко. – Она объединяет людей. По Тюменской области мы вторые, кто получил специальные мячики.
Подобное мероприятие представители ВОС планируют провести и в отделении Калининской школы. А пока еженедельно по средам и воскресеньям с 11 до 12 часов они ждут на тренировки всех желающих, ведь в следующем году пройдут соревнования по такому виду волейбола в столице нашей страны. Есть шанс поучаствовать, но прежде команде нужно отточить навыки.
На снимке: урок доброты в коррекционной школе
Фото автора