Медиакарта
7:51 | 29 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Непростой полёт семейного бизнеса

11:05 | 15 ноября 2018

Виктор Кадочников – выпускник Барнаульского высшего военного авиационного училища лётчиков, получив заветный диплом в 1979 году, о работе на земле и не помышлял. И скажи ему тогда, что где-то примерно через четверть века он станет коммерсантом, молодой лётчик назвал бы это пророчество чепухой. Тем более, в Советском Союзе частнопредпринимательская деятельность пресекалась статьями Уголовного кодекса.

Не равнодушный ко всему, что связано с авиацией, Виктор отчётливо видел свои перспективы и планировал бороздить воздушные просторы до пенсии.

Однако сегодня председатель Думы Тобольского муниципального района, майор запаса, военный лётчик Виктор Кадочников, с ностальгией вспоминая о боевой молодости, рассказывает о вещах, далёких от небесной романтики. «Если бы в те далёкие годы можно было предположить, с чем придётся столкнуться на гражданке, вряд ли я связался бы с бизнесом и сделал бы всё, для того чтобы и на пенсии служить, служить и служить. Теперь, конечно, я понимаю, что, если достиг того, о чём мечтал, надо держать эту мечту», – признаётся Виктор Васильевич.

Армии отдано более семнадцати лет, и этот период он сегодня называет золотым временем своей жизни. Военная карьера складывалась удачно, начинал служить в Прибалтике, чуть позже переучился на Ил-76, освоил пять типов самолётов, прошёл путь от помощника командира корабля до командира отряда управления (а это четыре самолёта Ил-76). На этом тяжёлом военно-транспортном самолёте выполнял десантирование техники и военнослужащих, перевозку командного состава ВВС, ценных грузов в другие страны и многое другое. Боевую подготовку прошёл до таких рубежей, что приказом главкома ВВС ему присвоена квалификация «Военный лётчик первого класса», то есть готов выполнять на военном самолёте задания любой сложности.

С высоты прожитых лет Виктор Васильевич делится таким сравнением: «Конечно, я перестроился для работы на гражданке. Но до сих пор не могу привыкнуть к тому, что в армии каждый чувствовал ответственность за свою работу и у командира было много рычагов управления, а на гражданке всё иначе. А если коллектив в основном женский, то нужны совершенно другие методы руководства. Жёсткими мерами здесь не исправишь человека, без его желания не заставишь работать в команде. В гражданском обществе намного сложнее быть руководителем».

В 1992 году военному лётчику пришлось определяться в гражданской жизни. Устроился в ООО «Тоболжилстрой» заместителем директора центра «Прогресс».

Виктор Кадочников продолжает:

– Время было сложное, на высокие заработки рассчитывать не приходилось, а хотелось заняться чем-то полезным и нужным людям. Поэтому решился на создание собственного предприятия. Но многих моментов я даже не представлял. Тем не менее для стартового капитала взял в банке кредит, собрал команду. Так появилась фирма «Гарант ЛТД». Очень радовался, когда приобрели «КамАЗ», «Москвич» для оказания транспортных услуг. Чуть позже открыли магазины в городе, районе, затем открыли пекарню в зверосовхозе, а сейчас вот уже не один десяток лет работаем в придорожном сервисе.

На первых порах мне даже показалось, что у меня будет получаться всё очень хорошо. Теперь так не кажется. Содержание бизнеса стало обходиться дорого.

Отношение к придорожному сервису изменилось. Мы постоянно стали испытывать какое-то давление. Было бы правильным, если бы бизнес развивался без административных преград, каждому предприятию предоставлялись равные условия.

Вот, например, идет реконструкция трассы. Да так, что к кемпингу перекрыли все подъездные пути. К тому же остановочный комплекс для автобуса был в 300 метрах от дороги на Нижние Аремзяны, а теперь – в двух километрах. Никто с нами не посоветовался. Но ведь так нельзя! Предприятие терпит убытки, здесь работает четыре десятка людей, у всех семьи, дети, пожилые люди работают, потому что на одну пенсию сложно прожить, да и, как известно, на селе выбор работы ограничен. И эта проблема касается всех объектов придорожного сервиса.

Верные помощники. Пожалуй, в любом деле важно чувствовать опору. Для Виктора Васильевича таковой является семья. Жена Светлана Александровна помогает мужу во всех начинаниях. Оформившись индивидуальным предпринимателем, она взвалила на себя обязанности бухгалтера, снабженца и кадровика. К слову, кадровой политике в придорожном кафе уделяют большое внимание – пользуются таким известным лозунгом «Кадры решают всё». Ещё одним помощником в делах является сын Василий.

– Светлана большую часть времени занимается работой, даже внучке не можем уделить много времени, отпуск для себя в последнее время тоже не устраиваем. В общем, живём, следуя завету «Работать, работать и ещё раз работать». И хочется создать такие условия, чтобы наши клиенты остались довольны обслуживанием, а работникам платить зарплату не меньше, чем на нефтепроводном предприятии, – говорит глава семейства.

О рыбном деле. Во многих уголках Тобольского района местные жители делятся мечтами о возрождении сельскохозяйственного производства, ресурсов-то предостаточно. А Виктор Кадочников в числе первых, с присущей ему энергичностью и целеустремлённостью, от разговоров перешёл к делу. За два десятка лет сколотив у федеральной дороги добротный автокемпинг, глава семейства был озабочен не только созданием семейного благополучия, но проникся и сельскими проблемами. У Виктора Васильевича появилась задумка – открыть новое производство, которое будет полезно не только для расширения бизнеса, но и позволит обеспечить земляков рабочими местами. Ставка была сделана на рыбоконсервный завод. В районе с его богатейшими водными ресурсами такое предприятие просто обязательно должно быть.

Посовещавшись, семья предпринимателей приступила к реализации идеи. В 2014 году на окраине деревни Нижние Аремзяны выкупили заброшенную производственную площадку. Эти начинания нашли свой отклик со стороны Инвестиционного агентства Тюменской области. Проект был оценён в сорок три с половиной миллиона рублей, и, для того чтобы воплотить его в жизнь, понадобились займы. Средства вложены в приобретение необходимых установок, которые сегодня позволяют обрабатывать сырьё строго по технологии.

В Тобольске много торговых точек, предлагающих на выбор солёную, вяленую, копчёную рыбу из местных водоёмов, но покупателю всё же стоит интересоваться, где эта рыба обрабатывалась, всего два предприятия (в том числе Нижнеаремзянское) реализует рыбную продукцию, строго соблюдая технический регламент, остальные продавцы этим похвастать не могут, их продукция изготовлена кустарным способом, который не гарантирует ни качества, ни безопасности для здоровья.

– Местная рыба очень вкусная, но многие люди боятся этого продукта из-за описторхоза. Чтобы производить действительно безопасную продукцию, мы приобрели всё требуемое для этого оборудование, прошли процедуру сертификации, соблюдаем санитарные требования. Поступающее к нам сырьё загружается в две камеры шоковой заморозки с соблюдением всех необходимых сроков и температур, что позволяет обезвредить рыбу, как того требует технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции». Скажу больше, если по инструкции вымораживание при минус 30 градусах Цельсия производится около 30 часов, то мы выдерживаем рыбу в морозильных камерах не менее двух суток, – проводя экскурсию по цехам, рассказывает нам Виктор Кадочников.

Сырьё поступает изначально в разделочный цех, затем что-то идёт на фарш, что-то на засолку, на копчение, в общем, проходит по определённой производственной цепочке. Обращает на себя внимание порядок на рабочих местах и никаких неприятных запахов, что говорит о строгом соблюдении санитарных норм. На рыбзаводе пока трудится семь человек.

Ещё одной достопримечательностью производства можно назвать печь вертикального копчения, рассчитанную на 50 килограммов разовой загрузки. Такого оборудования в Тобольском районе ни у кого нет. Если в обычной печи коптят рыбу более 12 часов, то здесь весь технологический процесс составляет два часа. Поэтому полезных веществ в рыбе сохраняется намного больше. При копчении не используются никакие химические вещества, только дым ольхи. Сама по себе конструкция устроена так, что обработанные в ней продукты длительное время сохраняют товарные качества, имеют характерный запах и привкус, любимый многими потребителями. Копчение основано на электростатическом принципе. Уровень канцерогенов в готовом копчёном продукте не превышает уровня канцерогенов в сырье. Такое оборудование считается новым в этом промышленном секторе, приобретено оно в Санкт Петербурге у проверенного временем производителя. «Если первое время мы ещё только учились, то сегодня оборудование нами изучено, мы уже знаем, как коптить и что коптить», – говорит Виктор Васильевич.

Директор с гордостью показал содержимое холодильников, и у рыбных гурманов, несомненно, затрепетало бы сердце от такого зрелища. Это свежемороженые, вяленые, копчёные ряпушка, язь, лещ, щука и прочие речные вкусности. Дегустация показала их отменный вкус.

Пока предпринимателям особо хвалиться нечем. Шаг за шагом реконструируется производственное здание. Виктор Васильевич с сожалением говорит, что до сих пор висит в воздухе вопрос о запуске консервной линии, хотя оборудование стоит запакованное второй год, но, чтобы его установить, нужны средства, ещё и кредит надо вовремя выплачивать. Чтобы не работать в убыток, производственные дела приходится вести не на полную мощность.

Только лайнер другой. Мы снова вернулись к разговору о лётном прошлом. За годы службы пережито многое – отказ двигателей, полеты в грозовом фронте (когда молнии скользят по корпусу самолета), потеря боевых товарищей, предательство…

Виктор Кадочников вспомнил начало 80-х годов, когда часто приходилось держать курс на Афганистан, где выполняли интернациональный долг советские солдаты:

– Туда мы доставляли военнослужащих, боевую технику, продовольствие, аэродромы располагались в Кабуле, Кандагаре, Шинданде, Баграме. Последний город запомнился особенно. Был случай, когда там сменили руководителя полётов, на его место поставили неопытного молодого специалиста. Наш экипаж доставлял груз в Баграм. Это был самый сложный аэродром, он постоянно обстреливался, а в тот день проводилась наземная операция, и непрерывно работали «маленькие» (Су-25), нас «вывели» на большую высоту и 20 минут не давали посадки, вынуждая тратить ценное топливо. Только после жёстких требований командира нам освободили полосу, и мы снижались на предельно допустимых возможностях самолёта. С замиранием сердца за посадкой следили все, кто был на аэродроме, а затем аплодировали мастерству экипажа.

Вот и сегодня бизнес Кадочниковых, как тот военный борт из 80-х, командир которого старается держать заданную высоту, выполнить полётное задание и готов обеспечить мягкую посадку, что, со слов Виктора Васильевича, даже профессионалу не всегда даётся просто.

Но целеустремленность, честность и принципиальность Виктора Васильевича даёт надежду – всё будет хорошо!

Автор: Алексей ГИЛЁВ