Случись природная или техногенная катастрофа, в первую очередь мы рассчитываем на помощь государства. На этот раз государство не подкачало. Возьмём события этого лета, когда горело едва ли не пол-России. Лесные пожары оставили без крова более двух тысяч семей. Чтобы помочь погорельцам отстроить новое жильё, понадобится не менее 4,5 миллиарда рублей.
Ну а пока... Пока в России застраховано менее 15% недвижимости, заявил президент Дмитрий Медведев «В результате что происходит? Для того чтобы ликвидировать последствия стихийных бедствий... у нас вся страховая история подменяется государственной помощью». Подобная ситуация не может устраивать ни власть, ни население. А значит, её надо менять. Каким образом?
Президент поставил задачу развивать страховой рынок в России. Наша цель, сказал он, выйти по объёмам страхования хотя бы на уровень стран Восточной Европы: Чехии, Венгрии, Польши, где застраховано 65-70% из возможных рисков. В Российской Федерации – 7-8%. Зачем страховать, когда государство помогает?
О вопросах страхования мы беседуем с руководителем агентства РОСГОССТРАХа в г. Заводоуковске Ириной Ивановой.
– Ирина Дмитриевна, зачем всё-таки страховать имущество, если потерпевшим помогает государство?
– В этом году пожары имели массовый характер и принесли серьёзный ущерб, поэтому государство включилось в решение этой проблемы. Но гарантировать, что затраты государства будут ежегодными, никто не может – это достаточно ощутимые расходы для бюджета. А если пожары единичные, не носят массового характера – то это личное несчастье конкретного человека. И, кроме того, страховка – универсальный инструмент защиты финансовых интересов. Она подразумевает выплату не только на случай пожара, но и кражи, взрыва бытового газа, стихийных бедствий и так далее.
– И как часто такое случается?
– Судите сами: за 9 месяцев этого года на территории Тюменской области РОСГОССТРАХ произвёл 895 выплат по полисам страхования квартир и строений. Это значит, что в среднем на неделю приходится по 23 выплаты. Из наиболее ярких событий этого года – сильный штормовой ветер, который обрушился на Тюменскую область в июне. Более 250 человек обратились к нам за выплатами на восстановление пострадавших домов.
– Цифры показательные. Тогда почему только 15% строений застраховано?
– На желание людей застраховаться влияет целый комплекс факторов. Среди них – информированность, пример знакомых или соседей, получивших возмещение, наличие средств на оплату страховки. Они действуют в комплексе, и на конкретного человека каждый из них влияет в разной степени.
– Как вы относитесь к идее восстановления обязательного страхования жилья?
– Сейчас довольно ответственный момент, когда государство после страшных пожаров лета 2010 года обратило серьёзное внимание на проблемы страхования. Развитость страхования во всём мире – один из индикаторов развитости экономики в целом. Поэтому необходимо как можно больше различных подходов к стимулированию страхования. Например, может применяться такой инструмент, как софинансирование расходов на страхование государством вместе с гражданином. То есть вы заключаете договор страхования определённых видов имущества, государство увеличивает уплачиваемую премию вдвое, а страховщик в свою очередь увеличивает ответственность по каждому договору и те суммы выплат, которые предполагаются в случае наступления страхового случая.
Обязательное страхование – это также один из инструментов, и обсуждение различных его видов, которое сейчас ведётся, подтверждает, что пришло время вернуться к этому вопросу.
– Вы все дома берёте на страхование?
– Не принимаются на страхование ветхие строения и дома, подлежащие сносу. Кроме того, страховщик не примет имущество на страхование, если в регионе объявили чрезвычайную ситуацию, то есть если в регионе уже наблюдается паводок, то страховая компания исключит риск «наводнение» из договора. Риски, имеющие 100%-ную вероятность наступления, не страхуются. Поэтому позаботиться о страховке лучше заранее.
– Ирина Дмитриевна, земляки страхуют дома, имущество на полную их стоимость или ограничиваются какой-то её частью?
– Очень мал процент тех, кто страхует дом, квартиру на полную стоимость. И это, пожалуй, самая большая ошибка клиентов при страховании. Здесь нужно понимать: если случится непоправимое, возмещение будет выплачено исходя из той стоимости дома, которая указана в договоре. Если клиент сомневается в определении реальной стоимости, то лучше вызывать страхового агента. У нас разработаны специальные методы оценки объектов, они позволяют определять стоимостные характеристики любого имущества. И эта услуга совершенно бесплатна.
– Сколько стоит полис?
– На стоимость полиса влияют несколько факторов: из чего сделан дом, постоянно или временно вы в нём проживаете, наличие системы пожаротушения, сигнализации и т.д. Например, при стоимости дома в деревянном исполнении в 500 тысяч рублей полис будет стоить ориентировочно 4 тысячи рублей. Оплачивать договор можно в рассрочку. Более того, РОСГОССТРАХ традиционно проводит специальную акцию. До 31 декабря жители всей страны могут купить полисы «РОСГОССТРАХ ДОМ» со скидкой. Акция распространяется на впервые заключенные договоры.
– После массовых пожаров число клиентов у вас увеличилось ?
– РОСГОССТРАХ принял на себя основной удар по выплатам погорельцам – более 35% всех застрахованных строений были застрахованы у нас. После того, как мы выплатили более 200 млн рублей возмещения и не получили ни одного нарекания, мы ощутили, что число обращений в нашу компанию для заключения договоров стало расти. Увеличение спроса произошло не только на пострадавших территориях. Массовый резонанс, который был вызван этими событиями, заставил людей задуматься о важности страхования.
Беседовал Борис СОКОЛОВ