Медиакарта
16:20 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Нет границ для пытливых умов

10:51 | 23 ноября 2018

35 юных исследователей из Ишима приняли участие в XXI областном форуме «Шаг в будущее»

и вернулись домой с беспрецедентным количеством призовых мест. 

Триумф

ишимцев

Региональный форум проходил в Тюмени в конце октября. В нем приняли участие 240 школьников, в том числе 35 – из Ишима. В первый день работали 19 секций, на которых учащиеся представляли свои исследовательские работы, во второй – презентовали исследования и проекты на выставке.

– От года к году научный уровень проектов, представляемых на областной форум «Шаг в будущее», становится выше, растет конкуренция, школьники выбирают новые, актуальные темы для своих изысканий. В рамках подготовки к областному форуму в городе проводятся «Малые научные чтения», на которых ребята могут отточить навыки презентации, почувствовать временной регламент, ответить на вопросы, получить рекомендации, – рассказала директор городского методического центра Светлана Ефремова.

Более половины заявленных работ наших ребят были достойно оценены жюри: 18 призовых мест на конференции, одно на выставке и два спецприза от компании «Сибур» – вот результат, с которым ишимская команда вернулась с «Шага в будущее».

Время

выбрало нас

В первые десять лет на научно-практической конференции «рулили» гуманитарии – юных исследователей больше интересовали вопросы языкознания, литературы, психологии и других гуманитарных дисциплин. Теперь с каждым годом все больше участников в секциях, охватывающих сферы точных и естественных наук, прикладного творчества, – таков запрос современного мира, его чувствуют даже школьники.

Первое место в секции «Физика и познание мира» с работой по охлаждению жидкостей заняла восьмиклассница СОШ № 8 Валерия Терешенко. Для нее и её наставника Татьяны Петровны Пачгановой, подготовившей не одного победителя областного и всероссийского этапов «Шага в будущее», это была неожиданная и приятная победа. «Стремление к науке, к познанию зависит от желания и мотивации ребенка. Такая форма научной деятельности многое дает школьникам – учит их доказывать, грамотно выражать свои мысли, дискутировать», – убеждена педагог.

В течение шести лет шлифует свою научную работу «Об инварианте трёх точек» Виктория Валейшо, ученица 11 класса школы № 1 завоевала с ней не один приз и в этот раз вновь стала первой в секции «Математика». Девушка благодарна своим научным руководителям – Надежде Ивановне и Олегу Леонидовичу Цвырко: «При их поддержке я всерьёз увлеклась математикой и информатикой, после школы собираюсь учиться на программиста».

Ещё один воспитанник О. Цвырко и «IT-Лаба» –Александр Литвиненко, ученик школы № 5. Под руководством наставника он разработал программу администратора картографической информации для защиты стратегических территорий. Звучит как фантастика, но программа помогает обнаружить преступников, проникших на закрытые объекты, и вычислить их дальнейшие действия. Десятиклассник получил третье место в секции «Информатика».

Всегда актуальны вопросы биологии, экологии и охраны окружающей среды. Под руководством Алены Юрьевны Левых свои работы защищали ученики школы № 8. Семиклассница Софья Сивакова исследовала микроорганизмы в очистных сооружениях Ишима, ее работа «Эколого-таксономический анализ фауны активного ила аэротенков» заняла первое место в секции «Экология». Спецприза в этой секции удостоен ученик 7 класса Иван Турсуков, он проводил оценку состояния наземно-воздушной среды города Ишима по влиянию талой снеговой воды на проростки кресс-салата.

Исследование выпускницы школы № 4 Марии Беловой «Определение токсичности безникотиновых смесей для электронной сигареты методом Allium-test» (научный руководитель Светлана Викторовна Быкова) вызвало большой интерес не только у жюри, присудившего школьнице 3 место. В родном образовательном учреждении она уже рассказала о вреде вейпинга с наглядными примерами, как влияют смеси для электронных сигарет на клетки лука, теперь юную исследовательницу приглашают в другие школы города с лекциями.

Ученица 6 класса школы № 7 Анна Гиблер под руководством Татьяны Владимировны Тарицыной занималась определением видового состава клещей на территории и в окрестностях города Ишима и тестированием противоклещевых препаратов. «На девяти пробных площадках в Ишиме мы собрали около 300 клещей, сфотографировали под электронным микроскопом, протестировали девять противоклещевых препаратов и выбрали три наиболее эффективных», – рассказывает любительница биологии. Признается, что клещей не боится, ведь каждые три года ставит прививку от энцефалита и собирала насекомых с соблюдением всех мер безопасности: в перчатках и пинцетом. Её работа получила 3 место в секции «Общая биология» в регионе, а на форуме по Уральскому федеральному округу стала победителем.

Победителем в секции «Химико-физическая инженерия» стала ученица школы № 8 Анастасия Менг за труд «Разработка катализатора для хранения водорода» (руководитель Вячеслав Вадимович Замалютин), второе место – у ученика этой же школы Артема Старокорова (руководитель Евгений Федорович Федоров), занимающегося исследованием гидрофобных фильтров для сбора нефти с поверхности воды. Оба выпускника – опытные участники «Шага в будущее», давно увлечены химией.

Вдохновение изобретателей

Не только теория и опыты интересны юным исследователям, не менее важно для них – создать что-то новое своими руками, практическое применение разработок.

Шестиклассница школы № 31 Валерия Фёдорова под руководством наставника Е.Ф. Федорова собрала модель химического источника света с использованием доступных реактивов (два медицинских препарата и средство «Крот») – устройство весьма эффективно работает на протяжении 2 часов. Девочка заняла первое место в секции «Химия и химические технологии», весной 2019 года она представит Ишим и Тюменскую область на российских соревнованиях юных исследователей «Шаг в будущее. Юниор» в г. Реутове.

Конструкцией умных машин увлечены ученики школы № 8, им помогают наставники Евгений Фёдорович Фёдоров и Валерий Александрович Дюков. Пятиклассник Иван Севернюк собрал электронный сонар для людей с ограниченными возможностями. «Это уже вторая модель, первый был в виде брелока на шею, новый надевается на руку, как наручные часы. Устройство подаёт сигнал в ухо при приближении к преграде: чем ближе, тем интенсивнее. Корпус напечатал на 3D-принтере, остальные детали заказал в интернет-магазине. Себестоимость прибора – 665 рублей, почти в три раза дешевле производственных аналогов», – рассказал изобретатель. На областном форуме Иван занял первое место, а на днях подтвердил свой успех на окружном этапе в Челябинске. Девятиклассник Александр Симонов собрал модель дистанционно управляемого робота для контроля уровня радиации – колесный аппарат способен преодолевать различные неровности и препятствия и проходить туда, где нужно произвести замеры без участия человека. Жюри присудило юному конструктору 3 место.

Спецпризом за лучшую презентацию в секции «Физика и познание мира» отмечен ученик 9 класса школы № 12 Сергей Оленьков, представивший на суд жюри автоматическую машину для демонстрации видов движения и изучения тормозного пути по различным типам поверхностей. А семиклассница этого образовательного учреждения Ксения Ларичева заняла первое место и стала призером выставки за устройство-автомат для выпуска мыльных пузырей – девочка хотела порадовать младшего брата, так и родилось изобретение. Научный руководитель школьников – учитель физики Ольга Владимировна Самсыкина.

Успешным было участие наших школьников и в секции «Прикладное искусство и дизайн». Девятиклассница школы № 7 Ксения Данилкина заняла второе место с проектом «Развивающий коврик для детей». Коврик помогает развивать мелкую моторику, учит различать цвета, цифры, геометрические фигуры. Как рассказала ее педагог Ирина Феликсовна Жуковская, работа начиналась с небольшого фрагмента, и школьница продолжает ее совершенствовать.

Необычной техникой энкаустики – рисованием утюгом – заинтересовала участников и жюри форума ученица 9 класса школы № 12 Дарья Дегтяренко. Вместе с наставником Софьей Владимировной Галашовой девушка апробировала различные способы: разглаживание, оттиск, рисование боковой стороной или концом утюга, и даже изобрела новые – 3D-приём с использованием бумаги и ткани. «Энкаустика – несложная, но очень интересная техника рисования. Все, что нужно, – старый советский утюг без отверстий для пара и восковые карандаши. Плавя карандаши при температуре 75 градусов, можно создавать картины», – рассказала Даша. Её результат – третье место и масса приглашений на мастер-классы в школы.

Духовные

ценности

Интересны исследования ишимских школьников в области гуманитарных дисциплин. Первое место в секции «Психология» заняла работа выпускника школы № 8 Никиты Дёмина «Практическое исследование связи между особенностями характера и профессиональными интересами и предпочтениями старшеклассников». Сбор статистических данных школьник не прекращал даже на каникулах, проводя опросы среди одноклассников. «Получили интересные результаты и открыли закономерности, например, подростки одного типа личности почти в 100 % выбирают одинаковую сферу деятельности. Исходя из исследований склонностей ребят, можно помочь им определиться с выбором будущей профессии», – отметила научный руководитель Никиты Валентина Алексеевна Бызова.

Выпускник школы № 5 Егор Серов – «ветеран» форума, на региональном этапе участвует 11-й раз. У него были проекты по экологии, биологии, сейчас школьник увлечен английским языком, помогает ему педагог Светлана Анатольевна Серова. С исследованием «Английская военная терминология как фрагмент языковой картины мира (в художественном тексте и медийном пространстве)» Егор стал победителем в секции «Современные лингвистические процессы в межкультурном контексте».

Современные и традиционные игрушки, их влияние на развитие ребенка изучала выпускница школы № 31 Анна Богданенко под руководством Ольги Петровны Тарасенко. Её работа – «Старые, добрые и преданные друзья детства» – содержит инструкции для родителей, какие игрушки не принесут вреда или психологической травмы детям и как их можно сделать своими руками. У Анны – третье место в секции «Культурология».

Ученица 11 класса общеобразовательного лицея Елизавета Сугробова стала первой в секции «Теория и история литературы», девушку впечатлили произведения В.П. Астафьева о войне – ее работа посвящена исследованию этих художественных текстов. Как и многие участники «Шага в будущее», Лиза выступала с лекциями о своем исследовании перед учащимися родного образовательного учреждения – и мало кто остался равнодушным. «Художественное слово заставляет работать не только мозг, но и сердце, и душу. Хочется, чтобы его сила по-прежнему привлекала молодое поколение, заставляла задумываться, задавать вопросы, переживать», – говорит педагог Наталья Михайловна Прокопенко. «Большим удовольствием было общение с такими же увлеченными ребятами – единомышленниками, влюбленными в художественное слово, на секции царила особая атмосфера духовных ценностей», – поделилась впечатлениями выпускница.

Форум «Шаг в будущее» и другие региональные и всероссийские конкурсы научно-исследовательских проектов делают жизнь школьников интересной, помогают оттачивать пытливые умы, помогают ребятам оценить свои возможности, попробовать силы в разных направлениях и в итоге выбрать будущую профессию по душе и склонностям.

Марина СЕРГЕЕВА.

Фото Василия БАРАНОВА.

Автор: Марина СЕРГЕЕВА.