В пятницу, 30 ноября, в Исетский район приезжали специалисты Сибирского центра колокольного искусства из Новосибирска.
Проект «Вернём колоколу голос», который реализуют новосибирцы, стал победителем конкурса президентских грантов. Предполагается отливка точных копий разбитых колоколов Сибири, часть из них потом передадут в храмы и музеи.
В Исетском районе первым пунктом стал наш краеведческий музей. Среди его экспонатов есть колокол 1777 года. Красивый, с надписью на старославянском, но повреждённый, с большой трещиной, без языка. История его появления в ИНКМ им. А.Л.Емельянова достоверно не известна. И храм, с колокольни которого он разливал свой звон над Приисетьем, тоже. Предположительно, это была церковь в старом Исетске, которую в пятидесятых годах прошлого столетия разрушили, а из кирпича возвели новое здание, в котором размещался райком.
Научный сотрудник ИНКМ им. А.Л.Емельянова Юрий Владимирович Лиханов рассказал, что есть несколько легенд, связанных с колоколом. Например, звонил он на деревянном храме, стоявшем на берегу Исети, а звон его слышал будущий император Александр II, проезжая по нашим исетским просторам в 1837 году.
– В семнадцатом веке, в 1650 году, на берегу Исети был построен острог. Там появилась первая деревянная церковь во имя Богоявления Господня. Затем в 1654 году была возведена вторая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери (тогда сюда переехали многие жители Казанской губернии). А в восемнадцатом веке встал вопрос о строительстве новой церкви, каменной. В 1716-м на средства прихожан и купца Кожевникова построили храм. И единственное, что от него осталось сегодня, – вот этот колокол. Его нам принесли в 1987 году. Весит он два пуда и 16 фунтов, или 39 килограммов 312 граммов. Отлит колокол был в 1777 году.
Возможно, он стоял ещё на деревянном храме в честь Казанской иконы Божией Матери, – рассказал Юрий Владимирович.
Надпись на старославянском языке сотрудникам музея расшифровать не удалось. Только то, что отлит колокол был в Москве в 1777 году.
– Очень интересный колокол, – отметил Виктор Андреевич Васильев, начальник технического отдела Сибирского центра колокольного искусства, с интересом рассматривая экспонат.
Впервые за 30 лет исетский колокол сменил своё место. Для удобства работы его переместили на небольшой стол.
Алексей Владимирович Талашкин, заместитель руководителя центра, прочитал надпись: «Отлит в Москве при бытности игумена Маргарита в 1777 году. Весу в нем 2 пуда 16 фунтов. Цена с провозом 28 рублей 50 копеек».
– Выходит, что был игумен Маргарит, и именно он должен был принять этот колокол в 1777 году. А где здесь были монастыри? – спросил Алексей Владимирович.
– Троицкий мужской монастырь в селе Рафайлово, – ответил Юрий Владимирович.
– Совершенно верно.
В марте 1777 года игумен Маргарит направил покорнейшее донесение преосвященному Варлааму, епископу Тобольскому и Сибирскому. В нём он просил об оказании помощи на окончание строительства церкви: «Того ради вашего преосвященства покорнейше прошу, дабы оное вышеизложенное церковное строение, с употреблением немалого кошту, не пришло в разрушение, истребовать на достройку суммы откуда надлежит до пятисот рублей и о сем учинить архипастырское старание и разрешение».
Удалось и услышать звук колокола с помощью монеты. Ведь и в старину, когда отливали колокола, медной монетой ударяли по ним, чтобы понять, будут они звучать или нет.
С помощью портативного анализатора специалисты определили состав сплава, из которого был отлит исетский колокол.
– Состав стандартный: медь, олово, цинк, железо, свинец, – говорит Виктор Андреевич, – результат не стопроцентный, погрешность всегда есть.
Используя 3D-сканер, сотрудники центра колокольного искусства перенесли трёхмерный макет в ноутбук. Всё это поможет создать точную копию колокола образца 1777 года.