Медиакарта
21:39 | 22 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

К 25-летию пятой Конституции Российской Федерации

Необходимость разработки и принятия пятой Конституции в 1993 году в России была обусловлена рядом объективных факторов: во-первых, Россия стала суверенным государством в связи с распадом Советского Союза; во-вторых, началась смена общественных и про­изводственных отношений - переход к рыночной экономике; в-третьих, появился институт президентской власти; и в-четвертых, с подписанием Федеративного договора существенно менялись федеративные отношения, разграничивались полномочия между Российской Фе­дерацией и ее субъектами, приобретали статус субъектов Федерации края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

В конце 1992 г. обострились отношения между законодательной властью в лице Съез­да народных депутатов и Верховного Совета и исполнительной властью, возглавляемой Президентом России Б.Н. Ельциным. Среди причин конфликта ветвей власти - отсутствие четкого разграничения полномочий между законодательной и исполнительной властями, различные подходы к реализации рыночных отношений и приватизации государственной собственности.
Тюменская область крайне была заинтересована в вопросе о том, как в новой Конститу­ции России будут закреплены статус Тюменской области и входящих в ее состав Ханты-Ман­сийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Было предельно ясно, что юг Тюменской области много потеряет в экономическом и социальном развитии, в доходах областного бюджета, если автономные округа выйдут из состава области. В перспективе и автономные округа проигрывали в динамике развития без юга области. В принципе, между органами государственной власти области и автономных округов в течение 1990-1992 гг. сложились до­статочно конструктивные отношения, особенно между областным и окружными Советами народных депутатов.
Вместе с тем, отсутствие в проекте Конституции нормы, определяющей конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации с входящим в его состав другим субъек­том Федерации - автономным округом, юридически выводило автономный округ из состава края, области.
В первоначальном проекте область и автономные округа были по своему статусу раз­делены территориально.
Органами государственной власти семи субъектов РФ, в состав которых входили авто­номные округа, была предложена следующая поправка 65-й статьи проекта Конституции, разработанная представителями Тюменской области: «Автономный округ может входить в край, область. Особенности правового статуса края (области), в состав которого входят автономные округа, определяются федеральным за­коном об основах регулирования взаимоотношений краев (областей) и входящих в их состав автономных округов, федеральными законами о крае (области). Особенности правового ста­туса автономного округа определяются федеральными законами.
Правовой статус республики, края, области, автономной области, автономного округа не может быть изменен без их согласия».
Координатор группы представителей органов государственной власти субъектов Федерации С.М. Шахрай предложил в течение дня согласовать указанную выше редакцию с пред­ставителями органов государственной власти автономных округов. Представители автоном­ных округов согласились поддержать предлагаемую редакцию при условии, если в статью 65 проекта Конституции будет включена следующая норма: «По представлению законода­тельных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе» (ч. 3 ст. 66 Консти­туции РФ 1993 г.).
Согласие было найдено, указанные редакции были поддержаны группой (секцией) представителей органов государственной власти субъектов Федерации и затем, с учетом ре­дакционной правки, вошли в проект Конституции РФ.
Конституционное закрепление статуса края, области с входящими в их состав автоном­ным округом сохранило территориальную целостность этих краев, областей и предоставило возможность самостоятельно решать вопросы взаимоотношений. В дальнейшем сложность указанной конституционной нормы повлекла рассмотрение в Конституционном суде Рос­сийской Федерации дела о толковании части 4 статьи 66 Конституции России.

В.И. Ульянов, депутат Тюменской областной Думы V и VI созывов, заслуженный юрист РФ, член Конституционного Совещания 1993 года