Медиакарта
7:35 | 19 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

К 25-летию пятой Конституции

08:58 | 11 декабря 2018
Источник: Красная звезда

Необходимость разработки и принятия пятой Конституции  в 1993 году в России была обусловлена рядом объективных факторов: во-первых, Россия стала суверенным государством в связи с распадом Советского Союза, во-вторых, началась смена общественных и про­изводственных отношений - переход к рыночной экономике, в-третьих, появился институт президентской власти, и, в-четвёртых, с подписанием Федеративного договора существенно менялись федеративные отношения, разграничивались полномочия между Российской Фе­дерацией и её субъектами, приобретали статус субъектов Федерации края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

   В конце 1992 г. обострились отношения между законодательной властью в лице Съез­да народных депутатов и Верховного Совета и исполнительной властью, возглавляемой Президентом России Б.Н. Ельциным. Среди причин конфликта ветвей власти -- отсутствие чёткого разграничения полномочий между законодательной и исполнительной властями, различные подходы к реализации рыночных отношений и приватизации государственной собственности.

   Тюменская область крайне была заинтересована в вопросе о том, как в новой Конститу­ции России будут закреплены статус Тюменской области и входящих в её состав Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Было предельно ясно, что юг Тюменской области много потеряет в экономическом и социальном развитии, в доходах областного бюджета, если автономные округа выйдут из состава области. В перспективе и автономные округа проигрывали в динамике развития без юга области. В принципе, между органами государственной власти области и автономных округов в течение 1990-1992 гг. сложились до­статочно конструктивные отношения, особенно между областным и окружными Советами народных депутатов.

   Вместе с тем, отсутствие в проекте Конституции нормы, определяющей конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации с входящим в его состав другим субъек­том Федерации - автономным округом, юридически выводило автономный округ из состава края, области.

   В первоначальном проекте область и автономные округа были по своему статусу раз­делены территориально.

   Органами государственной власти семи субъектов РФ, в состав которых входили авто­номные округа, была предложена следующая поправка 65-й статьи проекта Конституции, разработанная представителями Тюменской области:

   «Автономный округ может входить в край, область. Особенности правового статуса края (области), в состав которого входят автономные округа, определяются федеральным за­коном об основах регулирования взаимоотношений краёв (областей) и входящих в их состав автономных округов, федеральными законами о крае (области). Особенности правового ста­туса автономного округа определяются федеральными законами.

   Правовой статус республики, края, области, автономной области, автономного округа не может быть изменён без их согласия».

   Координатор группы представителей органов государственной власти субъектов Феде­рации С.М. Шахрай предложил в течение дня согласовать указанную выше редакцию с пред­ставителями органов государственной власти автономных округов. Представители автоном­ных округов согласились поддержать предлагаемую редакцию при условии, если в статью 65 проекта Конституции будет включена следующая норма: «По представлению законода­тельных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе» (ч. 3 ст. 66 Консти­туции РФ 1993 г.).

   Согласие было найдено, указанные редакции были поддержаны группой (секцией) представителей органов государственной власти субъектов Федерации и затем, с учётом ре­дакционной правки, вошли в проект Конституции РФ.

   Конституционное закрепление статуса края, области с входящими в их состав автоном­ным округом сохранило территориальную целостность этих краёв, областей и предоставило возможность самостоятельно решать вопросы взаимоотношений. В дальнейшем сложность указанной конституционной нормы повлекла рассмотрение в Конституционном суде Рос­сийской Федерации дела о толковании части 4 статьи 66 Конституции России.

В. УЛЬЯНОВ, депутат Тюменской областной Думы V и VI созывов, заслуженный юрист РФ, член Конституционного Совещания 1993 года