Медиакарта
15:12 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Проекты. Идеи. Воплощения

Проекты. Идеи. Воплощения
09:01 | 19 февраля 2010
Источник: Наша жизнь

Ещё в 2008 году в своём послании Федеральному Собранию Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев высказал идею подготовки национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Этот проект был разработан. И сейчас речь идёт о его реализации. Суть его заключается в том, что должна сформироваться принципиально новая образовательная система. Молодёжи будут прививаться навыки непрерывного образования, умения обучаться в течение всей жизни. Так что же представляет собой идея «Наша новая школа»? Какие мероприятия планируется провести в Год учителя? Об этом и многом другом нашему корреспонденту Тамаре Носковой рассказывает начальник отдела образования районной администрации Н.С. ВОЛОКОНЦЕВА.

Надежда Семёновна, так какой же должна быть новая школа?

Главным результатом школьного образования должно быть не только обеспечение качественного образования, соответствующего государственному стандарту, но и создание условий для опережающего развития детей. Новая школа – это новые требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основных образовательных программ, к школьной инфраструктуре, к профессиональной компетенции педагога. Особое значение будет придаваться внеучебной занятости учащихся. Этой цели будут служить кружки, спортивные секции, занятия в творческих объединениях системы дополнительного образования. Школа должна быть открытой и понятной для родителей и общества, быть центром досуга и в будни, и в воскресные дни.

На очередной конференции учителей, которая состоялась в августе 2009 года, педагоги говорили об основных направлениях развития общего образования. Над какими ключевыми моментами они будут работать в ближайшем будущем?

Во-первых, это обновление образовательных стандартов. Уже в школе дети должны раскрыть свои способности, сориентироваться в современном мире. Во-вторых, одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвлённая система поиска и поддержки талантливых, одарённых детей. Третье – это развитие учительского потенциала. По проекту «Новая школа» внедряется система моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов. Конечно, постоянное повышение квалификации учителей, их переподготовка – основная задача школьных руководителей. Школьные коллективы по проекту «Наша новая школа» могут пополняться работниками, не имеющими педагогического образования. Главное, чтобы они любили детей и умели работать с ними.
Безусловно, школа как по форме, так и по содержанию должна меняться. Таким образом, школьная инфраструктура – четвёртое направление в работе. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Здоровье учащихся – также одно из важнейших направлений в работе. Именно в школьный период формируется образ жизни человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги.

Приоритетный национальный проект «Образование» действует в РФ уже несколько лет. Удалось добиться каких-то результатов за эти годы?

– _Разумеется. Работа отдела образования по реализации ПНП «Образование» в 2009 году была спланирована по направлениям. Это и стимулирование общеобразовательных учреждений, которые активно внедряют инновационные образовательные программы, и поощрение лучших учителей, и поддержка способной и талантливой молодёжи, и внедрение совеременных образовательных технологий; и оснащение школ.

Только за 2009 год 4 учителя из Казанского района получили грант Президента РФ в размере 100 тысяч рублей каждый. В районе созданы и функционируют 3 школы-центра воспитательной и досуговой работы. На их базе работают 57 объединений по интересам, 18 секций. А всего за 4 года гранты по итогам конкурсов ПНП «Образование» получило 16 педагогов и 2 школы (Казанская – в 2006 году, Новоселезнёвская – в 2007-м).

В настоящее время в школах района создана неплохая материальная база. Если говорить об информационно-коммуникационных технологиях, то сейчас у нас есть 330 компьютеров (это по всему району), 960 электронных учебных пособий по предметам, 15 интерактивных досок. В 2007 году школы района, включая структурные подразделения, получили лицензионное обеспечение. В 3-х базовых школах района успешно используется программа «Net-школа». На базе Казанской школы создан замечательный конференц-зал, в котором будут проводиться мероприятия в режиме видеоконференций. Ежегодно учащиеся 11-х классов принимают участие в интернет-олимпиадах и занимают призовые места. В конце 2009 года учащиеся 4-х школ района приняли участие во всероссийском игровом конкурсе «КИТ – компьютеры, информатика, технологии». Кстати, информатика на сегодняшний день ведётся во всех школах района. В виде предметов школьного компонента введены учебные курсы «Информационные технологии в предметах». И теперь уже 75% учителей используют электронные ресурсы в образовательном процессе._

Один из основных показателей работы педагогических коллективов любой школы – результаты единых государственных экзаменов. В 2008/09 учебном году они вас порадовали?

Государственная итоговая аттестация в формате ЕГЭ проводилась в районе по 9 общеобразовательным предметам. По математике средний балл по району составил 49,6 (по области – 48,5), по русскому языку – 55,9 (по области – 58,5). По ряду предметов – математике, обществознании, истории России, литературе, географии, физике – выпускники школ района показали результаты выше среднеобластных. По русскому языку, биологии и химии результаты ниже областного уровня.

Чтобы многому научить ребёнка, нужен компетентный, профессиональный педагог. Выходит, что он и сам постоянно должен учиться?

Повышению уровня профессиональной компетентности педагогов уделяется большое внимание. Это и курсовая подготовка, и различного рода семинары, и обучение по программе «Современный образовательный менеджмент» для директоров школ, и курсы для вновь назначенных директоров и завучей. Отдел образования усилил контроль за работой школ по проведению аттестаций, за результативностью работы по повышению профессионализма учителей.

В начале нашего разговора мы говорили об обновлении образовательных стандартов. Они невозможны без системы оценки качества образования. Кроме ЕГЭ, введённого несколько лет назад, что нового ещё появилось в школе ХХI века?

Считаем, что система оценки качества должна быть независимой. И в настоящее время уже введены новшества – региональные контрольные работы по русскому языку и математике в старших классах в формате ЕГЭ. Контрольно-измерительные материалы, используемые на контрольных, имеют статус секретности.

«Школа – территория здоровья». В этих трёх словах уместилось, пожалуй, одно из самых главных направлений в работе педагогических коллективов. Я правильно мыслю?

Весь учебный процесс педагоги строят так, чтобы сохранить здоровье детей. Создаются школьные программы по охране здоровья учащихся, соблюдаются гигиенические нормы и санитарные правила. В настоящее время работает классно-урочная система обучения. Расписание занятий скорректировано так, чтобы класс занимался в течение всего дня в одном и том же кабинете. Это даёт возможность детям отдохнуть на переменах, не перемещаться по школе в поисках кабинета, не переносить тяжёлый ранец или сумку. Да и парты настроены соответствующим образом под рост ребёнка. Большое значение имеет и организация питания детей. Оно должно быть качественным и сбалансированным. А меню утверждает Роспотребнадзор.
Многие школы работают, используя технологии по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Например, методика В. Базарного стала в нашем районе популярной, её используют многие педагоги.

И последний вопрос. Как планируете в этом году провести традиционный конкурс «Учитель года»? Возможно, в связи с Годом учителя он пройдёт как-то по-особенному?

Конкурс пройдёт традиционно, в несколько туров. Первый – среди учителей-предметников в рамках методических объединений. Второй – районный, в котором примут участие лучшие педагоги. А третий тур – областной. Надеемся, что и в этом году в районе найдутся претенденты на участие в конкурсе областного масштаба.

Тамара Носкова
Фото автора Конференц-зал