Вопрос, конечно, интересный. Ответить на него корреспондент «УИ» попросил заместителя начальника управления градостроительной деятельности и муниципального хозяйства администрации Уватского муниципального района Алексея Созонова.
- Алексей Михайлович, в конце сентября в повестке очередного заседания Думы района рассматривались вопросы о внесении изменений в утвержденные Думой генеральные планы и правила землепользования и застройки сельских поселений. А что предшествовало этим изменениям?
- К данной работе был привлечен Новосибирский проектный научно-исследовательский институт. Была проведена оценка сегодняшнего состояния территории, в том числе системы расселения трудовых ресурсов при климатических условиях, социально-бытового обслуживания населения, экологической составляющей, инженерного обеспечения. На основании этого анализа и были определены те объекты местного значения, которые необходимы для размещения в границах сельских поселений в течение ближайших 20 лет.
- Можно подробней, какие именно объекты будут возведены на территории каждого поселения?
- В Алымском поселении планируется построить пост пожарной охраны, спортивную площадку. Демьянское сельское поселение - детский сад, спортзал, музей, объект придорожного сервиса. Ивановское - детский сад, мусороперегрузочная станция. Красноярское сельское поселение - Дом культуры, объекты бытового и сельскохозяйственного назначения. Осинниковское - спортивный зал, церковь, Дом культуры в Осиннике и школа-сад в Першино. Тугаловское - Дом культуры, школа-сад, спортивная площадка. Туртасское сельское поселение - детский сад, объекты бытового обслуживания, спортивный зал, производственные объекты. Уватское сельское поселение - школа, многофункциональный центр, Дом культуры, школа искусств, храм. Укинское сельское поселение - малокомплектная школа-сад, спортивный зал. Юровское - объекты придорожного сервиса.
Если говорить про документы территориального планирования, то сюда входит генеральный план и схема территориального планирования Уватского района. По генеральному плану в свое время были проведены публичные слушания. Данные документы дополнительно направлялись в исполнительные органы власти Российской Федерации и Тюменской области. Были получены их заключения. Конечно, не обошлось без замечаний, но мы все их отработали, провели согласительные комиссии.
- Расскажите, что представляют правила землепользования и застройки?
- Документ ПЗЗ (правила землепользования и застройки) состоит из трех частей. Первая часть (порядок применения и внесения изменений) посвящена применению этого документа, а именно какие органы местной власти уполномочены выдавать разрешение на строительство, как оно выдается, каким образом предоставляется земельный участок. Вторая часть ПЗЗ состоит из карты градостроительного зонирования, на которой населенные пункты поделены на территориальные зоны - жилую и общественно-деловую, промышленную, рекреационную и др. И мы строим объекты в соответствии для каждой территориальной зоны. Как раз третья часть документа (градостроительные регламенты) определяет, какие именно объекты в той или иной территориальной зоне можно строить. В общественно-деловой зоне, соответственно, размещаем школы, детские сады, объекты торговли и бытового обслуживания и т. д. И по каждому прописываем все параметры, которые мы можем размещать на данном земельном участке. Если говорить о жилой застройке, то она делится на многоквартирную и индивидуальную застройки. Многоквартирная застройка у нас в районе принята малоэтажная, до четырех этажей, кроме Сорового поселения. Исключение для Сорового потому, что там применена среднеэтажная застройка и уже стоят пятиэтажки, а ограничение до 7 этажей. По всем вопросам правил землепользования и застройки, точно так же, как и по генеральным планам во всех населенных пунктах сельских поселений проводились публичные слушания. Кроме того, эти документы размещаются на официальном сайте администрации района, проекты и решения публикуются в газете «Уватские известия». Одновременно в печатном виде они будут предлагаться для ознакомления жителям в администрациях сельских поселений.
- А с каким, скажем так, «размахом» можно строить индивидуальный жилой дом?
- К нему применяются следующие параметры: 3 надземных этажа и предельный отступ от границ земельного участка - 3 метра. Это обязательное условие для нового строительства. Что касается уже построенного дома, решение об уменьшении отступа возможно только в судебном порядке. Допустим, кого-то не устраивают прописанные в законе 3 метра. Если противопожарные и санитарные требования удовлетворяют, можно сократить разрыв. Но для отклонения от нормы необходимо получить разрешение, кроме того, письменно уведомить всех соседей, граничащих с вашим участком, и получить поддержку на общественном обсуждении. Так же при разрешении на отклонение информация об этом обязательно публикуется в газете «Уватские известия» и дублируется на сайте администрации Уватского района. Правда, разрешений на отклонение выдается не так много - не более десяти за год.
Кроме того, определен минимальный размер земельного участка, он составляет 4 сотки, максимальный - 40 соток. Индивидуальный жилой дом ограничен этажностью только в надземной части.
- После того как решения приняты, можно ли вносить какие-либо изменения в запланированное строительство? Например, в Красноярском сельском поселении решено построить Дом культуры, объекты бытового и сельскохозяйственного назначения. Но население ратует за строительство храма. Существующая молельная горница очень маленькая, она не вмещает людей, приходящих на богослужения. Очень тесно, душно. Люди собирают подписи...
- В данном случае подход следующий. На территории поселения отведена общественно-деловая зона. На ней вполне можно разместить культовое сооружение. Ели бы территориальная зона не соответствовала строительству объекта религиозного назначения, тогда потребовалось бы внесение изменений в документы территориального планирования и ПЗЗ. Если изменения небольшие, поправки займут до полугода.