Ещё никто не сказал определённо, какими путями идёт накопление некой благодати, духовного дара, чтобы однажды явился на свет Божий православный святой: простой смертный, исповедник, священнослужитель. Говоря словами настоятеля Свято-Троицкого храма отца Артемия, никто не скажет, каким образом церковь взращивает в себе своих чад, которые становятся православными святыми.
Случайность (а бывает ли она в жизни, где ни один волос не упадёт с головы без веления Божиего?) предопределила темы моих исследовательских работ по трагической судьбе исповедников храма Святой Троицы Александра и Степаниды Мезенцевых. А сегодня новые исследовательские изыскания, с которыми вышли на православный сайт наши коллеги из Башкортостана. После многих десятилетий гласных и негласных запретов, умолчаний, беспощадного богоборчества, стеревших из нашей памяти имена и судьбы, они будут импульсом для новых исследований по истории Юргинского Свято-Троицкого храма.
По благословению отца Артемия редактор сайта Свято-Троицкого храма Наталья Сиденко поделилась материалами, присланными на электронный адрес, о настоятеле Свято-Троицкого храма отце Иосифе, имя которого я находила не раз в архивных материалах, в энциклопедии «Второе крещение Сибири» – летопись возрождения Тобольской епархии 1990 – 2010 годов». Прониклась глубочайшей признательностью от сознания того, что люди, чьей биографией было служение нашей православной земле, храму Святой Троицы, заслужили большей известности и почитания, чем выпало при жизни на их долю. И бесконечного огорчения оттого, что сегодня, спустя эпохи, многие десятилетия, трудно восстановить вехи биографии юргинской поры, пути Господнего служения, который закончился трагически. Понимание того, насколько это ответственно – возвращать наряду с подвижниками бесценные страницы духовного наследия юргинцам.
Сегодня биография настоятеля Свято-Троицкого храма отца Иосифа, её юргинский этап, подлежит всестороннему исследованию. Восстановлению подлинной картины, ведь улочки старой Юрги и светлые своды Святой Троицы – это место рождения духовного подвига во имя православной веры. Всё, что считалось безвестным, является реально существующими фактами, архивными свидетельствами, которые мы хотим представить нашим читателям.
Из письма отцу Артемию (Барсукову), настоятелю храма Святой Троицы
Ваше преподобие, досточтимый отец Артемий!
В ходе проводимых мною исследований по церковной истории Уфимской епархии выявлены сведения о судьбе бывшего настоятеля Свято-Троицкого храма села Юргинское протоиерея Иосифа Ивановича Исакова, который в тридцатые годы являлся клириком православной Уфимской епархии («сергиевского течения»), в 1937 году был награждён саном протоиерея. В том же году был арестован, приговорён к десяти годам ИТЛ и через несколько лет погиб.
С уважением
Нина Павловна Зимина.
Иосиф Иванович Исаков родился 13 сентября 1882 года в селе Корсаевка (также Карсаевка, Карцайка, Никольское) Чембарского уезда Пензенской губернии в крестьянской семье [1].
Получил образование (учился в течение восьми лет, возможно, в сельской школе, затем в училище). Семья: жена Евфросинья, 1891 года рождения, сын Вячеслав, дочь Лариса.
Окончил пастырские курсы. В 1912 году рукоположен в сан священника к двухпрестольной Свято-Троицкой церкви (второй престол в честь Трёх Святителей) села Юргинское Ялуторовского уезда Тобольской губернии. [1, 2].
1913–1920-е – настоятель церкви села Юргинское Ялуторовского уезда Тобольской (с 1919 г. Тюменской) губернии. В период гражданской войны продолжал служение на приходе, не оставив паству при отступлении Белой армии [1, 2].
1934 год – настоятель Покровской церкви села Дмитриевка Уфимского района Башкирии [3].
С 1934 (после февраля) – 1935 – настоятель Христорождественской церкви села Бекетово Бузовьязовского (сегодня Кармаскалинского) района Башкирии [1].
1935 – сентябрь 1937 – настоятель Сергиевской церкви села Авдон Уфимского района [1].
В 1937 году епископом Уфимским Григорием (Козловым) возведён в сан протоиерея.
С сентября 1937 – вновь настоятель Христорождественской церкви села Бекетово Башкирии [1]. Проживал на квартире в доме Марии Егоровны Воробьёвой (1905 г. р.).
Проводил «нелегальные» моления по домам прихожан. В беседах и проповедях призывал сохранять веру: «Советская власть православную веру вытесняет и над православными гражданами просто издевается, но Господь наш велел терпеть мучения, как терпел Он сам… Пусть мучители издеваются над народом, но придёт ещё и наше время».
Просил прихожан защитить храм, не подписываться за его закрытие и «вести среди всех верующих агитацию, чтобы последние воздействовали на колхозников против закрытия церкви».
1937 год, 1 декабря — арестован. Содержался в Уфимской тюрьме. Обвинялся в принад-лежности к контрреволюционной организации и антисоветской пропаганде. Признал лишь то, что «служа священником с 1912 года и видя особенно за последнее время гонение религии в СССР, по адресу советской власти высказывал враждебность, считая её виновником вытеснения религии».
1937 год, 3 декабря – осуждён Тройкой НКВД Башкирской АССР (по ст. 58-10-11 УК). Приговорён к 10 годам исправительно-трудовых лагерей.
1943 год, 10 января – скончался в ИТК № 9 Башкирской АССР.
1989 год, 25 августа – реабилитирован по Указу 1989 года.
Данная информация направлена в ПСТГУ, Москва, в Общероссийскую Базу «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке».
Для юргинцев, наших читателей это будут первые шаги в давний пласт истории православной Юрги. Всего того, что так дорого и бесценно. Будем рады, если краеведы, юргинцы, располагающие информацией или воспоминаниями близких, поделятся с нами.
Огромная признательность авторам изысканий: протоиерею Валерию Мохову, Нине Зиминой, авторам сайта Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, г. Москва.