Сейчас ветерану Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. Ивану Васильевичу Швецову идёт 86 год. Естественно, в таком возрасте без постороннего ухода прожить невозможно – требуется постоянное внимание и забота. Всем этим старый солдат окружён. Около десяти лет назад он похоронил свою «вторую половинку», с которой вырастили и воспитали трёх сыновей и двух дочерей. Дети, конечно, не оставили родного отца прозябать одного в пустой квартире, не задумываясь, взяли к себе. Живёт он в семье старшего сына Виктора.У Ивана Васильевича 10 внуков и семь правнуков. Есть с кем поговорить и рассказать о былом. А рассказать подрастающему поколению Ивану Васильевичу есть что.
Родом Швецов из деревни Остропятово. До войны он уже был механизатором и трудился в колхозе имени Жданова. Такие кадры во все времена были в почёте, а особенно в предвоенные и военные годы. Как только Ивану Васильевичу исполнилось 18 лет, он сразу был мобилизован в Красную Армию, ведь в это время во-всю бушевала война. Это был 1942 год. Курс молодого бойца И.В.Швецов проходил в городе Бердск Новосибирской области, затем три месяца шло формирование свежих боевых частей в Челябинске. И в начале 1943 года он попал на Второй Украинский фронт, которым командовал генерал Родион Яковлевич Малиновский.
Полевропы прошёл солдат – Румыния, Венгрия, Австрия и Чехословакия. Имеет боевые награды за взятие Бухареста, Будапешта, Вены.
– Находясь в Австрии, в 1945 году, мы рассчитывали, что пойдём на Берлин. Нас от Германии отделяли всего 20 километров, – вспоминает старый солдат. – Но судьба распорядилась по-иному. Нас перебросили в Чехословакию, где танковый корпус немецкого генерала Шернера едва не утопил в крови восставший народ этой страны. В это время уже был взят рейхстаг. Мы попали под город Брно, там и встретили долгожданную Победу. Чехи бросали нам под ноги цветы, плакали от радости, обнимали, целовали русских солдат за то, что они принесли им освобождение.
До Победы солдат шагал целых три трудных года, форсируя могучие реки, сметая врага с надёжно укреплённых позиций. Один из немногих эпизодов ратных дел он запомнил на всю жизнь. Это ранение, полученное при форсировании Дуная.
– Вступая в Венгрию, нам необходимо было перебраться на противоположный берег реки Дунай и там закрепиться, – вспоминает Иван Васильевич. – Специальных плавсредств не было. И мы с одним товарищем соорудили лёгонькие плоты и поплыли. Но тут налетели самолёты и начали бомбить паром, на котором переправляли технику, а также всё то, на чём переправлялись наши бойцы. И вдруг бомба разорвалась где-то недалеко, мы уже были близко от берега, у меня на глазах появилась пелена. Я стал плохо видеть. Тут товарищ и показал на мою голову, из которой шла кровь. Задело меня осколком по касательной, спасла каска. Наскоро перевязали, и я дальше бросился в бой. Наши войска смяли оборону противника ценою огромных потерь солдат и военной техники – так мы вступили в Венгрию.
Около семи лет солдат не был в родном краю. И лишь в 1949-ом году, в мае, он вернулся на малую родину, в деревню Остропятово. Иван Васильевич Швецов сразу приступил к мирному труду, по которому соскучились руки за время боевых походов. Работал трактористом, механиком, пахал землю, растил и молотил хлеб, воспитывал детей. Они, естественно, уважали и уважают своего отца за его трудную и героическую жизнь. Сегодня он ухожен, накормлен и за это им благодарен. Ни в чём Иван Васильевич не нуждается, благодарен государству за своевременно выплачиваемую пенсию, а лаской и повседневной заботой его окружили дорогие сердцу люди. К таблеткам и разным другим медикаментам он себя не приучил, поэтому особой нужды в них не видит. В жилье не нуждается, поскольку считает, что дом родных детей – это тот райский уголок, где он получает должную заботу и уважение. Наверное, это и есть счастье, когда тебя окружают родные люди.
**Василий СТЕПКИН**
**Фото Владимира ЕГОРОВА**