Медиакарта
3:46 | 24 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Здесь кипела жизнь…

08:50 | 15 января 2019
Источник: Красная звезда

Переселенцы. Как часто мы слышим это слово? И, может быть, только тот, кто на себе испытал, что такое переселение, даже просто из квартиры в квартиру, в полной мере понимает и чувствует, что значит это слово – переселенцы. Люди переселялись всегда, и история знает этому много примеров, если не сказать точнее,  вся история -- это история переселений.   Не вдаваясь в исследование подробностей того или иного переселения людей, можно с уверенностью сказать, что на земле очень мало людей, которым не «посчастливилось» пережить переселение.

     Есть в Викуловском районе деревенька под названием Красная Елань. Деревню эту основали и заселили именно переселенцы. Первыми на просторном месте,  вокруг озера, в 1914 году поселились переселенцы из Тамбовской и Тульской губерний. К ним подселились крестьяне из Белоруссии.  Правда, поселение своё они назвали Белой Еланью, и только потом она стала Красной и под этим именем существует до сих пор. Основанная переселенцами  она дала приют таким же переселенцам, прибывшим туда позднее. Об этом помнят потомки тех переселенцев, которые и сегодня живут в этой деревне. Об этом знают и помнят и те, кто по тем или иным причинам вновь стал переселенцем и расселился по городам и весям нашей необъятной страны. Разъехались и увезли с собой воспоминания о Родине своих предков. О новой Родине, так как у их предков была и другая Родина, которую они покинули для того, чтобы оживить, наполнить жизнью и дать жизнь новым поколениям. Этими более поздними переселенцами стали именно мои предки, которые до этого, ещё во времена крепостного права, жили в центральной России, а именно в Рязанской губернии.

  Надо отметить, что предки мои, хотя и не скрывали того факта, что они переселились из центральной России, но как-то не очень и распространялись по этому поводу. Видимо, на это были свои причины, как были причины у них покинуть насиженные места.

   Сегодня мы знаем, что за своё прошлое людям приходилось иногда платить своими жизнями, если это прошлое не вписывалось в условия современности. Наверное,  поэтому их потомки сегодня очень плохо представляют себе, где и как жили их предки, что им пришлось пережить в связи с переменой места жительства.

   И вот спустя много лет, когда не осталось уже в живых тех людей, которые обрели новую Родину,  нам приходится по крупицам собирать сведения о своих предках, пытаться понять мотивы их действий.

    К счастью, в семейных архивах хранятся фотографии предков, и когда-то они попадают на глаза, вызывая интерес к прошлому.    Пылятся старинные фото в семейных архивах, уходят из жизни один  за одним в положенные и не положенные сроки предки, и когда по случаю эти фото вдруг  попадают в поле зрения, то, к сожалению, к этому времени почти не остаётся людей, способных  опознать на этих фото: КТО ЕСТЬ КТО? Архивные материалы, которые хранит наше государство, являются труднодоступными в силу их территориального расположения, ещё и мало сохранёнными, а потому зачастую остаётся небольшая возможность полагаться на портретное сходство наших предков со своими потомками, если сохранились их прижизненные фото.

   Такие, случайно обнаруженные старинные фотографии  заставили меня задуматься о том, где и как они жили до того, как основались в Елани.  Сколько на самом деле было потомков  у моего деда Лаврентия и брата его Макара, а также двух их сестёр, Анны и Алёны, которые прожили в Красной Елани много лет? Я наивно полагал, что знаю  подавляющее большинство своих родственников, но, как оказалось, я был не прав.  Начав с изучения ближнего круга родственников, я сразу столкнулся с тем, что совершенно не знаю ничего о своих родных, которые ведут свой род от братьев и сестёр моего деда Кошкина Лаврентия Васильевича. А именно с этого и надо было начинать. Постепенно начала складываться более или менее определённая картина о том, из каких краёв появились новые, трудолюбивые и дружные поселенцы. Но из всякого правила есть исключения! Несколько человек, родственников старшего поколения, предков наших, не только спрашивали «зачем это?», но и отказались, что-то рассказать из своего прошлого, ссылаясь на плохую память.  Потому, наверное, и знаем мы мало что о своём прошлом, что годы, прошедшие  под лозунгом строительства «счастливого будущего», не прошли даром, и люди старшего поколения, осознавая  последствия такого знания, до сих пор оберегают нас от него!

     Взявшись за составление Поколенной Росписи, берущей начало от деда и прадеда,  кроме простого любопытства, возникшего, кстати, от малого знания  своих предков, их исторической Родины, мною двигало желание составить документ, который могли бы прочитать наши потомки, которые сегодня не озабочены тем, что когда-то станет им интересным, а пройдёт время, спросить уже будет не у кого. Кроме того, желание обобщить все те отрывочные сведения о том, как и откуда  появились на Викуловской земле наши предки, никогда не покидало меня. Как и не покидала меня навязчивая мечта побывать на Родине предков.  Посещение Рязанского архива  разрешило главную загадку, которая ранее существовала только в устных преданиях, происхождения поселенцев Красной Елани. Оказалось, что Рязанский архив хранит массу документов из далёкого прошлого. А это церковные  Метрические книги и Духовные Росписи, в которых фиксировались рождения, бракосочетания и даты смерти прихожан, а также государственные Ревизии всех слоёв населения, в том числе государевых и крепостных крестьян и даже священнослужителей. Но для изучения их требуется очень много времени, усидчивости, терпения и умения расшифровывать почерковые способности писарей. Не всегда и не везде они обладали хорошим, разборчивым почерком.

 Читая эти документы, невольно как бы окунаешься в атмосферу тех лет, поражаешься тому, какими семьями жили наши предки, сколько детей рожали, кому принадлежали и как могли распоряжаться судьбами подневольных людей те, кто имел на это право.

 Сплошь и рядом встречаешь записи: «девка Марфа 15 годов продана…»,      «Ивана сын  Семен взят в рекруты», а у Семёна трое детей, младшему из которых всего два годика. В таких условиях и жили наши предки, тем более, что принадлежали они штаб-ротмистру Римско-Корсакову вплоть до отмены крепостного права. Далее они уже именуются как собственники, и у них появляются фамилии. Неразрешимой пока загадкой является как раз то, как и почему  мои предки стали обладателями такой фамилии, так как впервые родители  моего деда Лаврентия, Василий и Ефросинья, упоминаются с этой фамилией только в 1876 году при регистрации в Метрической книге Казанской церкви в с. Бусаево старшей дочери Фодосии.

     Содержание Метрических книг и Духовных Росписей однозначно подтверждает, что Родиной моих предков была Рязанская губерния, а именно деревня Озерье, Верейской волости, Рязанского уезда. Кроме того, названия деревень Бусаево,  Озерье, Федино, Жукова, Шевелево, Тамышово, а все они находились в составе Верейской волости, часто приходилось слышать от людей старшего поколения, которые жили в Красной Елани, но какое отношение эти люди имели к названиям этих деревень, было сначала как-то не интересно, а впоследствии оказалось загадкой. Тех людей уже не осталось, а остались только старинные фотографии. Как выяснилось впоследствии, из жителей этих деревень и состояла та группа переселенцев, которая заселила деревню Белая (Красная) Елань…

  Эта довоенная фотография - исторический факт. Не так-то просто было собрать столько людей в одно место, чтобы сделать такое фото, да удовольствие было не из дешёвых.  Именно на этой фотографии запечатлены переселенцы из Рязанской губернии, жители д. Красная Елань. Именно эта фотография позволила нам, потомкам,  соединить воедино  названия вышеперечисленных деревень. Именно по этой фотографии удалось установить, что все присутствующие здесь не только односельчане, не только все переселенцы из Рязанской губернии, но и  почти все родственники. И не мудрено.  У Лаврентия, он в первом ряду 2-й слева, на этом фото и его жена с младшей дочкой, сын с женой и две дочери,  две сестры за ним, Анна и Алёна, их мужья и дети, а также сыновья  старшей сестры,  их жёны и дети.

    В первом и втором ряду – это люди, пережившие Первую Мировую войну, отречение царя от престола, смену власти Временного Правительства на диктатуру пролетариата в поисках лучшей жизни, а, возможно, надеясь ускользнуть от этой самой диктатуры, в компании односельчан и родственников из других окрестных деревень были вынуждены сменить место жительства.

 Слово Сибирь для людей, населявших Европейскую часть страны, в условиях малоземелья имело притягательную силу.  Этому поспособствовали успехи Столыпинской реформы. Можно себе представить психологическое состояние крестьян, которые веками были привязаны к месту своего проживания.

  После отмены крепостного права прошло всего каких-то 60 лет. Очень много сил было положено на обустройство своих хозяйств. Они стали собственниками, уже построили дома, обрабатывали свои крохотные земельные наделы. И всё это надо вдруг  бросить? Ленинское обещание  «Земля -- крестьянам» оказалось пустым звуком, да и то, что выращивалось, подлежало изъятию, экспроприации. Что ожидало их впереди? Только светлое будущее, но до этого надо было ещё дожить. А тут слухи о Сибири, которая  и сегодня для жителей центральной России воспринимается не совсем адекватно. Но как можно было поверить в рассказы о сказочных просторах Сибири, о том,  как ранее переехавшие туда крестьяне смогли наладить для себя и своих семей нормальную жизнь? А ведь были и возвращенцы, которые не смогли справиться с трудностями и возвращались, пусть и к «разбитому корыту». Несомненно, эти люди увеличивали понимание рискованности такой операции, как переселение. Ехать с семьями, с малыми детьми, со скарбом?! Неизвестно куда, неизвестно как?! Начинать новую жизнь?! Но решение принимать всё-таки пришлось. Только представьте, как можно было осмелиться бросить всё? Только представить можно, в каких жарких спорах было принято это решение. Но решение было принято и, вероятно, не от хорошей жизни. Царя не стало, новая власть, чтобы удержаться, забирала всё, в стране разразились голод и разруха.

Из материалов ВИКИПЕДИИ: После Октябрьской революции советское правительство планировало организовать переселение в восточные районы с целью решения земельного вопроса. В 1918 г. на пе­реселение в Сибирь было подано около 300 тыс. заявок крестьян центральных губерний. Начавшаяся Гражданская война вызвала к жизни стихийные миграционные процессы, в результате которых в 1920 г. в Сибири оказалось 500 тыс. не приписанных к земельным обществам лиц.

 На этой волне весной 1920 года каким-то образом удалось в Западную Сибирь отправиться ходокам для проверки слухов о раздольной жизни в Сибири. В их числе были и два брата Лаврентий и Макарий, побывавшие на фронтах Первой Мировой, битые жизнью, ничего не боявшиеся, уже обременённые семьями зрелые мужики. У старшего Лаврентия было уже пятеро детей, а у Макара трое.

   На территории Западной Сибири после разгрома Колчака установился мир. И деревня зажила старыми порядками. Но 20 июня 1920 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление «Об изъятии хлебных излишков в Сибири», и началось изъятие продовольствия и в Сибири. Наверное, потому рязанские ходоки и ушли так далеко от железной дороги, аж на 150 км, где они, надеялись,  ушли от Советской власти. Тем не менее,  когда ходоки дошли до такой глуши и увидели, сколько есть здесь земли, какая тут благодать, и в переговорах с местной общиной получили добро на переселение, то несмотря на свои планы на переезд только на следующее лето, т.е. на 1921 г., собрав самое необходимое, переехали уже осенью 1920 года. С ними в путь отправились и их сёстры Анна и Алена с семьями и малыми детями. Просто переехали -- это, наверное, громко сказано.  Если представить те времена? Железнодорожные станции и поезда забиты мешочниками и желающими этих мешочников освободить от своих пожитков.  Где-то надо добыть пищу, дорога неблизкая, накормить детей. А их было по 4-5 на семью. Потом от Ишима до Викулово нанять подводы и, где пешком, где как, преодолеть ещё 150 километров осенней дороги.

     Каково же было их разочарование, когда после прибытия та же община заявила им, что их сюда никто не звал и земли они не получат. Спасли положение жившие неподалёку на хуторах эстонцы и латыши, которые переселились сюда на 10-12 лет раньше по реформе П. Столыпина и уже хорошо прижились на этих землях, имели орудия производства, скот, и жили в достатке. Как не понять им было таких же переселенцев, какими были и они не так давно. А ведь была уже осень. Помогли они вырыть землянки, дали работу на первое время. Получается, что спасли они своих коллег по несчастью от голодной и холодной смерти, приютив их у себя на хуторах.

 Постепенно всё-таки отстроились переселенцы на красивом сибирском месте недалеко от реки Барсук в деревне, расположенной вокруг озера с названием Белая Елань, что находится в пяти километрах от Коточигов  Викуловского  района.  Деревня приобрела вид настоящего поселения, была наполнена большим числом жителей и существует по сей день.

 Рождались дети, строились новые дома, разводился домашний скот, распахивалась земля, и к 1928 году забывать стали переселенцы  о жуткой жизни в России, на прежней Родине. Часто приходилось слышать от старших родственников, как они хорошо начали жить до объявления коллективизации.   Жили, работали,  дважды в год ездили на Никольскую ярмарку в г. Ишим.  Коллективизация перевернула жизнь поселенцев с ног на голову. Но никто из переселенцев не был сослан или выселен. Имея опыт общения с Советской властью,  отдали они всё нажитое в колхоз и стали работать уже на государство, ибо бежать было уже некуда, да и на то, чтобы пережить ещё одно переселение, никто не отважился. Потом война, участниками которой  из числа наших предков стали 12 человек, мужчин, подходящих по возрасту для призыва. Пятеро с войны не вернулись.  Послевоенный голод. Безысходность колхозной жизни заставила потомков переселенцев 20-х годов снова искать лучшей жизни. И потянулись они  в 50-е годы один за другим, несмотря на запреты, несмотря на отсутствие паспортов, по городам огромной страны. Была бы хоть какая зацепка. Благо, рабочие руки требовались в те годы неимоверно, и, наверное, благодаря этому удалось многим потомкам, уроженцам Белой (Красной) Елани, расселиться и закрепиться, кое-где не с первого разу, но в городах, подальше от перспективы навсегда остаться конюхами, пастухами или доярками.  И уже в 70-е, 80-е годы в летние месяцы потомки IV, а то и  V поколений заполняли Красную Елань характерным московским и новокузнецким акающим говорком. Приезжали родственники и из Ленинграда, Омска, Свердловска, Новокузнецка и других городов Советского Союза, но только на лето. Ни одного случая возвращения на прежнее место жительства не наблюдалось.

     Желание исследования этой групповой фотографии привело к необходимости разыскать и потомков людей, изображённых на ней. Как-то само собой получилось, что от человека к человеку удалось связаться, где по телефону, где через социальные сети, с подавляющим числом потомков, ныне живущих в разных концах нашей страны и даже за рубежом. Выяснилось, кстати, что уже в четвёртом поколении потомки не имеют представления о своих родственниках, которые ведут свой род прадеда, но все потомки знают о том, что их предки когда-то переселились из центральной России, а именно из Рязанской губернии. Оказалось также, что на Рязанщине, в деревне Озерье, тоже есть озеро под названием Пьявица, очень красивое и с чистейшей водой.

    Случайно или нет, но очень похожим оказались Красная Елань и озеро, на то место, откуда переселились жители д. Озерье и окрестных деревень.  Сегодня в д. Озерье также мало осталось жителей, которые живут там с рождения, и никто из них уже не помнит, что в начале XX столетия их деревня поубавилась числом жителей, что рязанский говорок давно уже перемешался с сибирским чалдонским выговором.   

   От Белой (Красной) Елани сегодня, основанной переселенцами из центральной России, остались только озеро и несколько домов, в которых почти нет старожилов, и покосившиеся срубы колодцев с чистой питьевой  когда то водой. Живут в ней и несколько молодых семей, которые оживляют деревенские пейзажи в перерывах между вахтами на Севере нашей области. Да стоит полуразрушенный домик, построенный когда-то давно моими родственниками, в котором доживает свой век женщина, проработавшая всю свою жизнь простой дояркой. Живет здесь и внучка Тимофея Прокудина, Зинаида, который одним из первых поселился возле Еланского озера, переехав из Тамбовской губернии в 1914 году. О том, что когда-то здесь, вокруг озера, кипела жизнь, напоминают только старинные фотографии…

Борис КОШКИН, д. Красная Елань - г. Тюмень

Фото из архива автора