Много в нашей большой стране уникальных мест, которых больше нигде не встретишь, природных и рукотворных объектов, и не меньше оригинальных традиций и древних обычаев, дошедших до наших дней в том виде, в котором они зародились. В каждом крае, в каждой области всегда присутствует что-то своё, самобытное, неповторимое… Вот и в Викуловском районе есть то, что в нашей стране аналогов не имеет, только в Белоруссии похожее сохранилось, но всё равно уже с отличиями… Речь идёт о старинном обряде – «Свече», который ежегодно проводится на Рождество в маленькой деревеньке Осиновке Ермаковского сельского поселения.
Живёт старинный обряд
Селение Осиновка, основанное в 1884 году переселенцами-белорусами («самоходами»), давно прославилось на весь регион. И не просто потому, что здесь древний обычай потомки выходцев из Могилёвской губернии сохранили в первозданном виде, не давая ему прекратить существование в век высоких технологий, а потому, что именно в этой деревеньке живёт чудотворная икона «Воскресение Христово». С ней и связана суть обряда. По традиции, она «ходит по домам» -- на каждое Рождество из семьи, у которой она гостит весь год, её переносят в другой дом, при этом соблюдая все установленные предками правила: как и десятки лет назад, устилают соломой путь от дома, в котором была икона, до дома, в который её принесут, а хозяева, принимающие святыню, заранее готовят угощение для гостей.
Кажется, вся деревня в эти январские праздники словно оживает – чистят дороги, подъезды к домам, чтобы было куда встать вереницам автомобилей и людей. Не до сна и верующим, с раннего утра спешащим в отдалённую деревеньку, чтобы успеть к 10 часам к выносу иконы – до Осиновки путь неблизкий (от райцентра порядка 70 км).
Рождество здесь самый любимый и долгожданный праздник, объединяющий поколения. Обряд не просто выжил, он процветает. Ежегодно группы журналистов из разных уголков приезжают сюда 7 января, чтобы сделать репортажи, в очередной раз рассказать миру об этом чуде.
И всё больше и больше людей едут в Осиновку к иконе – кто-то за помощью, исцелением, кто-то – просто помолиться и хотя бы на миг прикоснуться душой и сердцем к старине…
На встречу со «Свечой»
7 января этого года выдалось на редкость по-зимнему тёплым. В прошлые годы в это время стояли крепкие морозы. Выехали в Осиновку мы с раннего утра. Обычно трасса Викулово - Ермаки не особо оживлённая, редко встретишь по пути автомобили, тем более в ранние часы. Но в этот раз всё по-другому – сразу понятно, куда они торопятся… А из Ермаков до Осиновки расстояние невелико, и некоторые паломники, одевшись потеплее, шли пешим ходом – целыми семьями. Тихую деревеньку к нашему приезду уже было не узнать: так много машин у въезда, а вся единственная деревенская улица заполнена людьми – образовалась длинная живая очередь. Здесь и старики, и молодёжь, и дети.
А начало своё эта очередь брала от дома Ирины Васильевны Юрковой. Год святыня жила у неё, и сегодня предстояло расставание с ней. В этот день верующим принято подходить к иконе два раза: в доме, из которого она уходит, и в доме, в который приходит. Но все желающие помолиться в жильё вместиться не могут, потому и к Юрковым заходили по мере выхода тех, кто уже помолился и поставил свечи. Для тех, кто замёрз, у входа предлагали горячий чай, блины. Ну, а входящие, по обычаю, вместе с молитвой несли дары к иконе. Если раньше это были какие-либо вещи, например, рушники, теперь – деньги. В этой части обряда произошли некоторые изменения, но всё остальное осталось прежним, как и сама икона – вот оно, всё то же голубое «окошечко»…
История святыни
Словно распахнутое окно выглядит старинная икона, ставни выкрашены голубой краской. Святыня представляет собой переносной комплекс икон, и с виду деревянный киот выглядит как большой складень. Рядом с небольшой иконой «Воскресение Христово», которая находится в центре киота, расположен ряд других почитаемых в деревне икон. Сам киот украшен разноцветной фольгой, искусственными цветами. Почему же эту икону называют «Свеча»? Есть сведения, что именно в Могилёвской губернии «Свечами» было принято называть иконы, которым поклонялись все жители деревни.
Откуда же взялась икона в Осиновке? Об этом с точностью сказать невозможно. По одним данным, её привезли с собой самоходы. Согласно другой версии, «Воскресение Христово» была приобретена здесь, в Сибири.
Привёз её из города Тары Иван Ковальков. До революции икона стояла в Никольской церкви в Ермаках. Когда началось разорение церкви, святыню спасли женщины, спрятали в амбаре. Старожилы оставили свои воспоминания, как разрушали церковь, топтали иконы. «Воскресение Христово» сберегли. Несколько раз борцы с верой хотели её разбить, но местные жители отстояли её и тайком молились, чтобы наступили хорошие времена. За всё время существования обряда был всего один перерыв, когда икону не носили по домам, и длился он 4 года – во время Великой Отечественной войны. Тогда икона хранилась в амбаре местной жительницы Марии Прокопцовой. Война закончилась, и обычай возобновили. В те времена считалось, что икона бережёт деревню, помогает жителям. И до сих пор местные верят в это.
В доме Юрковых икона побывала только второй раз, ведь раньше деревня была большая, очередь принимать святыню приходила нескоро. И в этот день на глазах хозяйки наворачивались слёзы – жалко отдавать, привыкла к ней. «Не зря говорят, что когда икона в доме гостит, то всё хорошо в этот год, чувствуешь её защиту, -- делится И.В. Юркова. – В течение года наш дом был открыт для всех, кто ехал помолиться иконе. Приезжали из Тюмени, из Москвы, здоровья просили». Задаю вопрос: «А если вдруг деревня совсем опустеет, передадите обычай в соседние Ермаки или нет?» Хозяйка категорически отвела: «Нет, не отдадим! Даже если один человек останется жить в Осиновке, у него и будет икона стоять». Вот как ревностно берегут здесь свою традицию! И это хорошо – благодаря такому отношению она и дошла до наших дней.
И отправилась икона в другой дом…
Ровно в десять часов мужчины вынесли икону из дома и понесли в дом Анны Поликарповны Шевелёвой. На дорожке из соломы выстроилась длинная очередь, люди встали на колени перед святыней, и её под женские рождественские песнопения пронесли над их головами. А у ворот уже встречала «Свечу» хозяйка. К ней она пришла тоже во второй раз. Но её родители и деды часто принимали у себя святыню, и всё это Анна Поликарповна помнит хорошо. Готовилась к приёму иконы загодя: прибирала в доме, готовила угощение для гостей – как это делали когда-то её предки. «Радостно очень, что целый год она будет жить у нас, -- с волнением произносит А.П. Шевелёва. – Икона ведь и правда чудодейственная, нужно искренне верить в неё, тогда Бог услышит то, о чём просишь. Дочь моя несколько лет забеременеть не могла. А как помолилась ей – забеременела и родила». Здесь, в красном углу в доме Шевелёвых, «Свеча» будет находиться до следующего Рождества…
Пока одни ставили свечи и читали молитвы, другие верующие брали себе пучки соломы, на которую вставали коленями во время обряда. Говорят, что она тоже обладает целебными свойствами. У женщины, стоявшей рядом со мной, спросила: «Что Вы с ней будете делать?» А она ответила, что отвар из этой соломы помогает от болезни ног. «Можно её запарить в тазике, и ноги лечить, --ответила женщина. -- А можно просто к иконкам дома положить».
Когда уезжала из этого таёжного края, на сердце стало светло – всё-таки от участия в обряде действительно получаешь приток душевных сил. Поэтому, наверное, люди вновь и вновь возвращаются на Рождество в эти места…
…Много статей и других работ написано об обряде «Свеча» из далёкой сибирской глубинки, даже научных. По итогам экспедиции в Осиновку в 2002 году ишимский краевед Г. Крамор в своей заметке отметил, что дворов в деревне осталось мало, порядка 30. Позже журналисты уточнят: 17 дворов… И так по убывающей. Сегодня в Осиновке 12 жилых домов. Уходят старожилы, а вместе с ними и многие факты далёкой истории. И всё больше становится здесь одиноко стоящих, покосившихся пятистенков с затейливыми узорами на наличниках и с низкими калитками, занесёнными сугробами… Но хочется верить, что пока такое количество людей искренне верит в Бога и едет сюда на Рождество помолиться, словно в храм, старинный обряд ещё долго будет жить. И не обязательно, приезжая сюда, ждать какого-то чуда. Сам факт, что этот удивительный обычай сохранился до нашего времени, уже чудо…
Фото Татьяны СУХОВОЙ