2 февраля исполнилось 17 лет с того времени, как было зарегистрировано сельскохозяйственное предприятие ООО «Сорочкинское», организовал которое Алексей Мамайко. Сегодня он рассказывает о том, как живёт его предприятие.
– Сейчас в моём хозяйстве общее поголовье животных составляет сто две головы, пятьдесят из них – коровы. Поскольку основная масса бурёнок ещё не растелилась, то надаиваем пока по четыре центнера молока в сутки. Всего у нас в коллективе трудятся пять человек – это доярки, скотники, механизаторы. В прошлом году погода позволила в достатке запастись качественным сеном и зернофуражом. Сочные корма для животных мы не заготавливаем, но на одном сене и воде от коров толку не будет, поэтому даём по 8-10 килограммов дроблёнки на каждую голову. Хочу сказать, что по нынешним ценам это обходится гораздо дешевле, чем заготовка сочного корма, того же сенажа. Зерновыми мы засеваем каждый год по двести сорок гектаров, собранного урожая вполне хватает для своих животных и для местного населения. Сейчас ведь народ перестал скотину держать: считают, что это невыгодно, так что зерно большим спросом не пользуется, – рассказывает Алексей Антонович.
Ферма в ООО «Сорочкинское» молокопроводом не оборудована, но в прошлом году большая часть полученной здесь продукции принята Тобольским молокозаводом высшим сортом. Была у предпринимателя мечта увеличить поголовье молочниц, но для этого нужна надёжная ферма, построить которую так и не хватило средств.
– Может быть, если бы я попал под какую-нибудь областную или федеральную программы и мне смогли помочь перекрыть хотя бы часть кредита, который я возьму на ремонт, тогда бы ещё смог бы и потянуть. Если же покупать ГСМ и электроэнергию по заоблачным ценам, платить людям заработную плату и налоги, приобретать запасные части, то с пятидесяти или даже ста коровами ещё и строительство базы – никогда не вытянешь. Наверное, по этой причине и с постоянными рабочими кадрами проблема возникает. Не один я в таком положении нахожусь, большинство моих коллег – это люди в возрасте, работающие в сельском хозяйстве не по одному десятку лет, но мы же не железные, силы-то заканчиваются. Молодёжь, если и приходит, то к нам как-то не прислушивается, им, как говорится, свои шишки набить надо, а без закалки один раз больно ударятся и бросить могут, – рассуждает предприниматель.
В отношении преемственности мой собеседник всё же находится в лучшем положении, чем его коллеги, давно перешагнувшие пенсионный возраст. У него из областного центра в село вернулась дочь с мужем, которому он передаёт свой богатый опыт ведения сельскохозяйственного производства.
– Зять у меня местный, сорочкинский, за дело берётся с желанием. Помогу ему ещё год-два, а там самому ему справляться надо будет с делами крестьянскими. Конечно, я подскажу, что к чему. В нашем малом производстве, чтобы чего-то добиться, нужно знать и земледелие, и растениеводство. В животноводстве ты должен быть и зоотехником, и ветврачом, и осеменатором, если бычка держать не будешь для этой цели. Если же постоянно обращаться за помощью к специалистам, то никаких финансов не хватит. А для наработки опыта нужны годы, – отмечает предприниматель.