На окраине села Карачино раскинулся приметный дворик. Видно, люди там живут домовитые, тюки сена и пар, поднимающийся в морозное небо над хлевом, говорят о деревенском укладе жизни хозяев.
Это усадьба супругов Владимира и Марии Семченко. Радушные и приятные в общении, они обязательно усадят гостей за стол, на котором молоко и сливки, ароматная халва и прочие яства. Кушанья не из магазина. Всё домашнее, добытое и выращенное на личном подворье, приготовленное своими руками.
Даже не скажешь, что в прошлом они были горожанами, долго жили в Сургуте. До переезда каждый занимался своим делом: муж содержал автостоянку, у жены была своя строительно-отделочная бригада. Но чем ближе подходило время пенсионного возраста, тем чаще возникало обоюдное желание отказаться от городской суеты. И этому суждено было сбыться. В один прекрасный момент, присмотрев уютное местечко у Барского леса, оставив всё нажитое детям, семья потихоньку стала паковать чемоданы. На дворе начинался XХI век, а у Семченко – новая жизнь.
Как стать селянином. На сельской окраине под строительство им выделили с полсотни соток земли. Вокруг было чистое поле. Но спустя некоторое время начали появляться соседи, а сегодня здесь уже выстроена улица, и называется она Казачья. Поначалу, используя каждый свободный от будничных дел денёк, ездили в Карачино, где закладывали фундамент, возводили стены. Они и сегодня рука об руку ведут личное подсобное хозяйство и обустраивают дом.
– Оглядевшись, познакомившись с местным укладом, мы поняли, что деревенская жизнь особенно ценна, когда на огороде растёт что-то съестное, а во дворе – живность. Мария Георгиевна предложила купить корову. И купили. Так в 2001 году завели первую корову. Нетель была крупная, ярославской породы, с широко раздвинутыми рогами. За жгучий чёрный окрас и норовистость назвали её Цыганкой. Опыта никакого не было – я со скотиной управлялся только в детстве, жена тоже имела смутные представления. Всему учились на ходу, обращались за советами к соседям и специалистам, читали литературу по животноводству. И первым усвоили то, что любая скотинка имеет свой характер, требует ухода и чистоты. А ещё недаром ведь говорят: у коровы молоко на языке, то есть чем попало её не накормишь. Поэтому много времени ушло на изучение методов заготовки качественной кормовой базы. Потихоньку-помаленьку втянулись. Были годы, когда у нас во дворе стояли 12 коров, а если вместе со шлейфом считать, то в стаде порой насчитывалось три десятка голов. Я даже доить научился, – улыбаясь, рассказывает Владимир Васильевич
Правда, сегодня в их дворе осталось две дойные бурёнки. Молодняк пришлось убрать, потому как возникли проблемы с реализацией молока. Местный кооператив «Молочный», с которым работали сдатчики, приказал долго жить, вдобавок не рассчитался с населением за сданное молоко. Многие селяне, не имея собственной сельхозтехники, рассчитывали на помощь заготовителей в обеспечении сеном. В итоге скот начали убирать.
– Вовремя спохватились в районной администрации и пришли к решению закрепить за молочным сектором района один кооператив – это «Подворье», – продолжает Владимир. – Думаю, что данное решение должно изменить ситуацию. Тем более новый руководитель кооператива Альбина Миньхатовна энергично взялась за дело. Лично нам в прошлом году вверенное ей объединение здорово помогло: обеспечило и зерном, и сеном. Особенно рады наши две бурёнки: каждая в среднем по двадцать литров молока за день выдаёт. Теперь вот ждём приплод, а потом, думаю, также будем активно заниматься сдачей молока. Время покажет. Если бы не доходы с личного подворья, то на одной пенсии сводить концы с концами нам было бы трудно.
Ещё супруги признаются, что ведение личного подсобного хозяйства – дело не из лёгких, а для одного человека и вовсе неподъёмное. «Сегодня выгоднее всего заниматься подворьем сообща, семейным подрядом, и не надо зацикливаться на чём-то одном: техника, земля, скот – всё должно работать на результат. На юге Тюменской области и даже в нашем районе есть хозяйства, у которых можно этому поучиться. Их цель не в том, чтобы наработаться, а получить доход от мини-фермы и пашни, они грамотно ведут бухгалтерию и рационально используют методы эффективного производства, – делятся своим мнением умудрённые предпринимательским опытом супруги.
Легко там, где нас нет. Эта встреча с Владимиром и Марией Семченко состоялась в их доме за чашкой чая. Разговаривали не только о сельском хозяйстве. Беседовали на исторические темы и о превратностях судьбы. А поделиться им есть чем, за спиной насыщенная событиями жизнь.
Владимир Васильевич лёгких дорог не выбирает. Во времена СССР он был комсомольцем и коммунистом, в партийно-идеологической работе всегда выражал свою точку зрения. Один раз даже отобрали комсомольский билет за то, что позволил себе высказаться о слабой подготовке младших командиров, которые выходили из стен учебки. Служил он тогда в радиотехнических войсках сначала на Кольском полуострове, а когда произошёл тот случай, в наказание сержанта отправили из тёплого места в часть, расположенную на побережье Карского моря, был там оператором обнаружения и наведения. Но вскоре его вернули в ряды ВЛКСМ. А после демобилизации он поступил в Гомельский политехнический техникум, одновременно устроился на машиностроительный завод, где возглавил бригаду, вступил в партию. Опять с жаром отстаивал интересы своего коллектива. Машиностроители ходили в передовиках по выполнению плановых заданий и социалистических обязательств в ходе пятилеток, побеждали во всесоюзных соревнованиях бригад отрасли, что некоторых чиновников заставляло считаться с задиристым членом горкома партии.
Вместо шашки добрые помыслы. Такой характер отчасти передался по наследству от дедов и прадедов, которые были вольными степными казаками ещё во времена Богдана Хмельницкого. А в годы столыпинской реформы родовым гнездом стал небольшой хуторок у реки Остёр на Смоленщине. Жили не бедно. Бабушка, делясь с внуком воспоминаниями, рассказывала, что уже при советской власти, когда было объявлено о новой экономической политике, хуторские поля изобиловали хлебами, на лугах пасся скот, а столы ломились от деревенских яств. Точка этому поставлена коллективизацией сельского хозяйства: зажиточный род раскулачили, а чуть позже подвергли репрессиям.
Кавалеристом был и отец Василий Фёдорович, который под командованием полководца Ивана Степановича Конева дошёл до Берлина.
Родом Владимир Васильевич из Белоруссии, и в начале осени этого года он будет отмечать семидесятилетний юбилей. До Чернобыльской катастрофы жил в Гомеле. Как для тысяч соотечественников, авария на четвёртом энергоблоке АЭС стала для него поворотным событием. Покинув зону радиационного заражения, вместе со своей семьёй Семченко переехал в Сургут на постоянное место жительства. Там тоже работал на руководящих должностях на заводе металлоформ и оснастки, одно время руководил ООО «Пышма». А с приходом рыночной экономики его затянуло в малый бизнес.
В 1994 году он вступил в казачество, стал активным участником этого движения, сначала в Югре, а сегодня Владимир Семченко – старейшина Тобольского станичного казачьего общества. Активно работает с молодёжью, принимает участие в развитии кадетских классов, является основателем хуторского казачьего общества (КХО) «Казачий хутор».
Говорят, вся жизнь состоит из случайностей, но стоит только призадуматься и разложить по полочкам все судьбоносные события, то магическим образом складывается цепочка закономерностей. Владимир Васильевич утверждает, что Карачино для места жительства было выбрано случайно. Впервые здесь со своей супругой они побывали проездом, заехали сюда отдохнуть после долгой дороги, заправить машину, запастись в сельском магазине провиантом для дальнейшей поездки. Но эта остановка стала точкой отсчёта новой жизни. Умиротворяющая атмосфера сельского быта и живописные окрестности буквально пленили супругов.
Чем-то притягивают эти места казаков. Вспоминаются рассказы о походах Ермака и Карачин-городок, где длительное время стояла казачья дружина. Только в отличие от легендарного атамана и его войска, ворвавшегося в местную обитель с шашкой наголо, Семченко привезли с собой желание претворить в жизнь добрые помыслы. На именной шашке Владимира Васильевича выбиты такие слова: «Без нужды не вынимай, без славы не вкладывай», – этим заветом он и живёт вместе со своей верной казачкой Марией Георгиевной.