Медиакарта
4:41 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Счастье в жизни - тепло и забота родных

14:00 | 27 февраля 2019
Источник: Слава труду

• Поздравить с 90-летним днём рождения Леобольта Генриховича Фрицлера приехала заместитель главы района по социальным вопросам Ирина Таржеманова. Она преподнесла юбиляру цветы и подарок от главы района, передала персональное поздравительное письмо из Кремля.

Долгожитель из села Аромашево отметил важную дату в кругу самых родных: супруги Веры Павловны, сестры Ирины Генриховны, а также многочисленных внуков, правнуков и гостей.

Леобольт Генрихович тепло поблагодарил за поздравления и душевные пожелания и сказал, что оказанное ныне внимание ему очень приятно. В ходе беседы рассказал о своём непростом жизненном пути.

В начале Великой Отечественной войны немцы Поволжья подверглись выселению в Сибирь и Казахстан. Семью Фрицлер постигла та же участь.

– Для нас это стало большим испытанием. Наша семья жила в деревне Штефан, что в Добринском районе Саратовской области. Сразу же после выхода приказа все немецкие семьи оттуда и из других близлежащих населённых пунктов собрали, погрузили сначала на баржу, а потом в телячьи вагоны и отправили на новое мес-то жительства. Состав, полный людьми, целый месяц мотался туда-сюда, и лишь ближе к осени привезли нас в Голышманово. Несколько семей, и нашу в том числе, определили в деревню Балаганы. Сначала жили на квартире у одной бабушки, потом нам дали жильё. Местные жители относились к переселенцам по-разному: кто-то хорошо, а некоторые – плохо. Я, двенадцатилетний парнишка, сразу уяснил для себя, что мне нужно жить в дружбе с деревенскими ребятишками. Случалось всякое, и даже до драк дело доходило, – вспоминает Леобольт Генрихович.

Сестра именинника Ирина Генриховна, присоединяясь к беседе, добавляет, что переселенцы местными жителями воспринимались, как выходцы из народа, который пошёл войной на них, совершил вероломное нападение на страну.

– Такое осознание было в основном у тех, у кого на фронте погибли родные: отцы, сыновья, братья. Конечно, были и те, кто относился с пониманием и даже помогали, чем могли. Семьи переселенцев пережили многое, приходилось очень и очень трудно, – говорит женщина.

Ирина Генриховна тепло отозвалась о брате:

– Когда папу забрали в трудовую армию, мы остались на попечении матери. Леобольт всегда был рядом со мной, словно отец, оберегал от всего, хотя разница в возрасте у нас всего 12 лет. Помню, как брат заботился обо мне, вставал на защиту, когда кто-то пытался обидеть. Моей опорой и поддержкой он остаётся по сей день. В нём есть очень хорошие черты характера: никому и никогда не завидовать, готовность прийти в любую минуту на помощь. Леобольт для меня является примером для подражания. Мы все его очень любим, ценим и уважаем, – поделилась женщина.

Леобольт Генрихович Фрицлер пришёл в колхоз двенадцатилетним мальчишкой. Вместе с другими деревенскими ребятишками выполнял работу, которую поручали взрослые. Дети пахали, косили, пололи, молотили, скирдовали... Заработная плата не начислялась, действовала система трудодней. Данный период своей жизни юбиляр охарактеризовал так:

– Вечером ложишься спать, а утром не знаешь, что поесть.

Лишь после окончания войны работникам стали выдавать хлеб в количестве 500 граммов, а иждивенцы, имевшиеся в семье, при этом в счёт не брались.

– Жили хоть и впроголодь, а в поле ехали и возвращались оттуда всё равно с песнями. Как бы тяжело ни приходилось, никто не роптал, все трудились. Не помню свою маму, чтобы она без дел сидела и когда-то отдыхала: спать ложусь – она работает, просыпаюсь утром – она трудится. Помню, как мама из Балаган пешком ходила в Аромашево, там получала шерсть, из которой пряла нитки, вязала солдатские перчатки для отправки посылкой на фронт. За эту работу получала продукты, из них одну часть оставляла дома, другую – откладывала, чтобы в последующем отправить отцу в трудармию. Выживать нашей семье помогало и ремесло, которому обучил меня дядя, – я плёл корзины на продажу, – вспоминает долгожитель.

Когда Леобольт стал старше, его направили работать в заготскот, что действовал в Гоголевке, потом была Чапаевка. Обе деревни ныне прекратили своё существование. После переезда семьи в Аромашево селянин работал трактористом, потом освоил профессию водителя. Здесь встретил свою спутницу жизни – Веру Павловну, с которой вместе они прожили долгие и счастливые годы. В прошлом году супруги отметили 64-ю годовщину супружес-кой жизни.

Юбиляр поделился, что самое большое счастье в жизни – это когда человек окружён родными людьми, чувствует их тепло, внимание, заботу.

– У нас с Верой всё это есть, рядом с нами внуки и правнуки. Они – наше счастье, радость, опора и нашей жизни продолжение, – подытожил Леобольт Генрихович Фрицлер.

Фото автора

Автор: Лариса Гизатуллина