Медиакарта
0:37 | 27 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Солдат египетской войны

20:56 | 27 февраля 2019

Команда «Включить на подавление!» засела в памяти солдата-радиста Владимира Попова теперь уже навсегда. А ведь события, о которых пойдёт речь, происходили почти 50 лет назад.

Владимир Тимофеевич окончил школу им. Декабристов в 1967 году. В армию ушел почти в девятнадцать, в 1969-м. Отдавать воинский долг пришлось ему за пределами Родины, в Египте. Служить плечом к плечу посчастливилось еще с двумя ялуторовчанами, тезками Валериями - Перевозчиковым и Гребневым. После дембеля втроем же и вернулись домой.

В режиме секретности. Немногословный скромный мой собеседник детально запомнил каждый шаг до приезда в Каир. Размеренная жизнь солдата закончилась после перевода на «главную точку» (до сих пор наш герой соблюдает все меры секретности), до этого он прошёл учебку в Моршанске, недалеко от Пензы. В один из дней друзей-сослуживцев отправили в город фотографироваться, приказав сменить форму на обычную одежду.

Позже парней командировали в Горький, а оттуда - военным эшелоном в Феодосию.

- Переодевшись в гражданское, нас надежно спрятали в трюме корабля вместе с военной техникой. Куда идем - только догадывались, потом узнали - в Александрию, - вспоминает Владимир Тимофеевич. - До Каира добирались по ночам, строго соблюдая маскировку.

Так, неподалеку от столицы Египта, возле международного аэропорта и началась служба друзей-ялуторовчан.

Осматриваться солдатам было некогда - сразу на войну. Поочередно выезжали в район Суэцкого канала, на линию огня. Их задачей было создавать радиолокационные помехи, перенаправляя израильские самолеты от цели. Станция, где базировались наши ребята, была засекреченной, а значит – никакого доступа с «тыла». Приходилось полностью быть самостоятельными: сами стирали, готовили еду, ходили в караул. - Служило нас всего пятеро, когда в Союзе по штату полагалось 15 человек, - говорит Владимир Попов.

Первый опыт - трудный самый. Климат был необычно жарким и сухим. С непривычки у сибиряков страдали затылки - сильно обгорали, но со временем научились жить и в таком пекле.

 - Интересный случай произошел с нами в самом начале службы, - продолжает разговор мой собеседник. - За сутки нам надо было «развернуться», занять круговую оборону, вырыть окопы. Копаем и думаем: чего уж с таким песком не справиться? В то же время мысли не отпускают о мешочках, что лежат рядом. Их тысячи! Копали-копали, а песок вмиг обвалился и горкой улегся. Оказывается, мешочки для того и предназначались, чтобы ими окоп обкладывать.

После 14-ти месяцев службы в Египте Владимиру Тимофеевичу было о чем думать по возвращении домой.

Часто вспоминаются ему парни с ракетного комплекса, погибшие при налете. Это сейчас РК мощные, а тогда надо было постоянно перезаряжаться, причем очень быстро. Ребята, перед этим сбившие три израильских самолета, перезарядиться не успели. В один момент война унесла жизни семерых человек, из них - двух близнецов.

Кто были эти ребята - Владимир Тимофеевич не знает.

- От нас, - говорит, - они базировались отдельно. Долго в одной точке ни мы, ни они не находились, постоянно передислоцировались.

И на приказе, и на доверии. Тяжелый солдатский быт отцы-офицеры пытались скрасить нехитрым досугом. Особенно запомнилась сибирякам экскурсия на пирамиду Хеопса.

Да и отцами старших назвать было сложно: молодые, от силы лет тридцати, ребята, поэтому отношения складывались не только на приказе, но на доверии и беспрекословном подчинении.

-  Наш командир начал войну в погонах лейтенанта, а вернулся капитаном с орденом Красной звезды. После демобилизации, пока были на карантине в Севастополе, к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина нам вручили по юбилейной медали, а обещанной «арабской» компенсации так и не получили, - вспоминает Владимир Тимофеевич.

До сапфировой свадьбы. В 1971-м он вернулся домой. Окончил радиотехническое училище, ремонтировал телевизоры. В 1973-м устроился на МКК в новый цех кипиА, где отработал 37 лет. В этом же году обзавелся семьей, познакомились они с Раисой на танцах, год дружили. В декабре прошлого года супруги отметили 45-летний юбилей со дня свадьбы. Вырастили троих сыновей, а сейчас помогают им с внуками, которых уже шестеро.

Сыновья переняли любовь к спорту от отца, который до 40-летнего возраста играл в городской сборной по хоккею, а сейчас является наставником молодежи по настольному теннису. Только в прошлом мае распрощался с работой в ледовом дворце им. Альфера. За свои заслуги на этом поприще четыре года назад Владимир Тимофеевич был удостоен звания «Ветеран труда».

Младший из сыновей - один из лучших в городе теннисистов. Полностью пошел по стопам отца и в профессии.

В списках не значатся. Ему, рядовому Попову, прошедшему около полувека назад Суэцкий конфликт, скромному человеку, привыкшему рассчитывать только на свои силы, по сей день обидно, что Родина совершенно забыла солдат, которые с честью выполнили свой интернациональный долг. У них нет статуса воинов, выполнявших долг за пределами Отечества, а следовательно - никаких привилегий и льгот. Давно не стало Валерия Гребнева, живет размеренной жизнью в Заводопетровском Валерий Перевозчиков. Друзья изредка созваниваются, нет-нет да вспомнят месяцы, проведенные в пустыне. Так сложилось, что юбилейные медали, вручённые в Севастополе, сослуживцы потеряли. С ними только и осталась – их память.

Автор: Светлана НЕСТЕРОВА /фото Александра Смирнова/