Медиакарта
8:00 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Полистаем метрики

09:05 | 09 марта 2019
Источник: Красная звезда

Деревня с давних времён считается матерью русского народа, источником его духовной и нравственной силы, основой нации. Не сразу выросли города, и свободные просторы нашего большого государства заселялись постепенно. Осваивание новых территорий начиналось с основания маленьких деревушек, в которых вели своё нехитрое хозяйство наши предки. Именно поэтому корни каждого жителя страны – из сельской глубинки. А если взять отдельно наш Викуловский район, то подтверждения этому факту можно найти в музее.

                             Хранители родовой информации

   Что интересно, для каждой территории сельских поселений и сейчас характерны какие-то определённые фамилии людей, которых в селении преобладающее большинство, или, наоборот, фамилии специфичны для какой-то отдельной деревни. А точную информацию о том, где и у кого всё-таки историческая Родина, хранят метрические книги. Люди были искренне верующими, и вся их жизнь была сосредоточена вокруг церкви, потому и вели метрики священники. Эти люди были настолько грамотны и аккуратны, что даже сейчас мы читаем и понимаем то, что они писали 100-200 лет назад!

   Церковная метрическая книга — это древний реестр, содержащий официальные записи («актов гражданского состояния»), а также записи о других значимых событиях из жизни населения. Их священники вели по деревням и сёлам, объединённым в церковные приходы. Записи рассказывают о том, кто в какой деревне жил, с кем венчался, кто родился, кого взяли в крёстные, когда умер человек и от чего. Фактически, в них описана жизнь деревень в какой-то определённый исторический отрезок времени. Изучение истории родного края по записям священников в метрических книгах даёт возможность узнать историю своего рода и прикоснуться к образу жизни, обычаям, традициям наших предков. В 30-х годах 20 века новая советская власть уничтожала всё церковное наследие, но при всей своей ненависти к православной вере  всё же признала ценность церковных метрических записей, потому многие из них дошли до наших дней. Вот о некоторых из них и поговорим…

    Ранее списки населения, проживающего на территории современного Викуловского района, вели священнослужители Тарского уезда Тобольской губернии. Всего на территории района хранилось более 70 метрик! Частично восстановить картину вековой давности удалось благодаря некоторым метрическим книгам, сохранившимся в музейных фондах района.

                                     Назад на 125 лет

   В первую очередь полистать я решила метрическую книгу Озёринской волости за 1894-1895 годы Никольской церкви. Это моя родная сторона, поэтому к этим двум книгам (в одной) интерес особенный. Книга эта, как и все, очень старенькая, страницы изрядно потрёпаны, но, в отличие от более объёмной подшивки за 1854-1870 годы, которую завели ещё до отмены крепостного права, дореволюционное письмо в ней поддаётся чтению лучше (почерк священнослужителей разборчивее).

   Как и во всех остальных метриках, в этой сохранён тот же самый порядок заполнения. В заранее подготовленном печатном журнале с несколькими разделами и графами священники своей рукой вписывают происходящие события. Первая глава так и называется -- «О родившихся», вторая – «О бракосочетавшихся», третья – «Об умерших».

   Графа «О родившихся» тоже делится ещё на несколько столбиков: запись по счёту, дата рождения ребёнка, дата крещения, имя, фамилия, отчество родителей, кто воспреемники (крёстные), кто совершал таинство крещения, рукоприкладство свидетелей (записи по желанию, которых мне не встретилось). Книгу ведут в основном священник Николай Михайловский, псаломщики Симеон Переберин и Вениамин Тюшев. В данной метрике прослежён далёкий отрезок жизни следующих деревень: села Озёринского, деревень Ачимовой, Базарихи, Башачихи, Бородиной, Боярки, Беляков, Волгиной, Аёвского волока (Избушек), Савиновой, Малиновки, Коточигов.

   К примеру, вот какова была рождаемость в начале первого полугодия 1894 года (125 лет назад). Первым в этом году вписали в книгу Иакова, сына православных крестьян из с. Озёринского Андрея Евфимьевича Квашнина и его жены Дарии Петровны. Он родился 29 декабря 1893 года, а крестился 2 января. Согласно записям в январе родилось 26 детей (15 мужского пола, 11 женского), в феврале – 18, в марте – 29, в апреле – 19, в мае – 17. Имена детям давали самые разнообразные, но по святцам. Например, в начале февраля сразу несколько девочек получили имя Анна (так как день ангела у этого имени 3, 8 февраля). Встречаются своеобразные имена, которыми сейчас уже редко кто называет, есть и популярные в наши дни. Мальчикам в этом году давали имена: Иоанн, Феодор, Герасим, Гаврил, Павел, Никон, Георгий, Василий, девочкам – Анастасия, Евдокия, Мария, Ирина, Анфиса, Александра и другие. В целом по книге фигурируют и такие: Феоктиста, Христина, Фёкла, Пантелеймон, Меркурий, Стефанида, Марфа, Косма, Евфросинья, Агриппина, Акилина. А в более ранние годы ещё интереснее – Михей, Соломия, Иулитта, Феврония, Нефед. Отчества тоже звучат непривычно нашему слуху: Иродионович, Домиановна, Саввович. А вместе с отчествами имена звучат ещё колоритнее: Данило Феоктистович, Касиан Николаевич, Герасим Гаврилович, Меркурий Игнатьевич, Зотей Васильевич. Отчества все записаны без суффиксов «вич», «вовн», как мы привыкли это читать, а просто по отцу, например, Иоанн Васильев Квашнин. Если ребёнок рождался не в браке, его маму записывали уже не как «девица», а «девка», и указывалось, что он незаконнорожденный.

   Что касается браков, то женились мужчины не только на девушках из соседних деревень. Брали в жёны девиц из Викуловской волости и Каргалинской, и даже из городов. А свидетелей, как мы сейчас говорим, тогда звали «поручителями», их тоже вписывали в отдельную графу. При этом ни в одной метрической книге нет сведений и граф о разводе супругов. Видимо, это было для общества противоестественно. Однако в повторный брак люди вступали – после смерти одного из супругов. Первыми в 1984 году в январе обручились озёринские крестьяне Василий Стефанович Квашнин и Анастасия Васильевна Ефимова, а вторыми – ссыльный мещанин из г. Тары Трофим Васильевич Гончаренко и крестьянская девица из Базарихи Агриппина Ивановна Пахолкова. Интересной показалась запись, когда крестьянин из Калининской волости Матис Мартынович Матисов, лютеранского вероисповедания, женится на крестьянке из д. Боярки православного вероисповедания.

   В графе «Об умерших» писали дату смерти, погребения, имя, отчество, фамилию умершего, причину смерти, исповедался ли перед уходом из жизни, где похоронен. Наиболее частая смертность детей наблюдается в младенческом возрасте от слабости организма, а также проблемой были такие неприятности, как понос и горячка. Кроме этих причин, в 1984-1895 годы часто встречаются и такие: чахотка, роды, водянка, оспа, золотуха, старость и другие. Были и долгожители, которые умирали в 90 и более лет. В 1894 году в возрасте 95 лет умер крестьянин из Озёринского Иоанн Васильевич Уржумов, в таких же преклонных годах -- поселенец д. Волгиной Николай Антонович Троянов, в 85 – той же деревни крестьянин Киприан Прохорович Бояркин и т.д.

                               Все мы родом из деревни

   Согласно записям метрической книги конца 19 века становится заметно расселение людей по территории волости. То есть если в более ранних книгах видно, что для каждой деревни характерны свои фамилии, то ближе к 20 веку однофамильцы встречаются везде. Но всё-таки можно сгруппировать, где какие фамилии чаще встречаются. Некоторые вообще необычные, и в настоящее время не фигурируют в тех краях (и даже в районе). Далее приведу часто упоминающиеся фамилии в муж. роде. Можно предположить, что эти деревни и есть их историческая Родина в Сибири.

   По селу Озёринскому чаще упоминаются фамилии: Квашнин (большинство), Первушин, Истомин, Махозоненков, Харламов, Лобанов, Лаптев, Осинцев, Костюшин, Усов, Занадворнов, Загородных, Родин, Ленев, Белименков, Косанин, Ревенков, Тетерин, Симонов, Егоров. По Бородиной – Тропин (большинство), Куприн, Поливаев, Осинцев, Гагарин, Кузнецов, Лисавенко, Федотов, Кононов, Свинаренков. По Ачимовой – Крючков, Сотников, Черепанов, Оплетаев, Ачимов, Сидоркин, Снигирев, Губанов, Кривопискин. По Малиновке – Воробьёв, Шатилин, Ерёмин, Полетыкин, Есин, Поляков, Токарев, Косолапов, Солодухин, Артамонов, Чертушкин, Фещенков, Суслин, Ларин, Чемоданов. По Коточигам чаще всего фигурируют фамилии: Бачанов, Серейкин, Скоркин, Тарасов, Фёдоров, Колосов, Подшивалов, Волынкин, Хозяинов, Баушкин, Тараданов, Пермяков. В Аёвском волоке – Соскин (большинство), Волохин, Одарченков. По Савиной (Савиновой) – Багрикин, Ряпосов, Резанов, Щетников, Зайченков, Ласточкин, Хомяков, Заворуев. По Волгиной – Старцев, Киданов, Петраков, Гудин, Нарыгин. По Башачихе – Макаров, Пономарёв, Шипицин, Панов. По Белякам – почти одни Беляковы. По Базарихе – Старцов, Пахолков, Квашнин, Чернышев, Дроздов, Уржумов, Теребенин, Сытых, Костылев, Шишкин. По Катаю – Санников, Татаринов.

                      Завершая экскурсию по прошлому волости

   Интересен и тот факт, что некоторые жители отмечены не просто как крестьяне, а как поселенцы, то есть прибыли недавно. Например, в Базарихе в конце 19-го века фигурируют поселенцы с фамилиями Горин, Кочнев, Забияка. У некоторых уточняется информация, откуда приехали. Кое-где уточняется и род занятий людей, их звания и статус. Пример – запись в графе «воспреемники»: «Села Озёринского учитель сельский приходский Иоанн Михайлов Сапожков и вдова коллежского регистратора, жена Феоктиста Васильева Михайлова». Ну, а большинство записей идёт по Озёринскому, Ачимовой, Малиновке, значит, они были наиболее крупными селениями.

   В целом, довольно часто в метриках Никольской церкви упоминается соседняя Рыбинская волость и деревни Форпост и Становка, расположенные, как и Ачимово, по знаменитому Сибирскому тракту. Видно, что люди на месте не сидели, перемещались, переселялись. Делали записи в метриках не только относительно жителей волости. Например, в метрике от 1859 года встретилась такая запись в графе «Об умерших»: «Следовавшая в 28 арестантской партии арестантка Мария Якубовская скончалась от горячки». Сразу представляется картина, как холодной осенью по тракту гонят очередную партию ссыльных, закованных в кандалы, на каторгу… Далёкий путь в непогоду уже сам по себе был полон мучений. Не все доходили до места назначения, умирали по дороге, и вот эта запись – наглядный тому пример.

   Вообще, листая метрики, всегда находишь повод для удивления. В масштабах времени те же 125 лет и даже 150 – это не так уж много. А ведь всё коренным образом изменилось: уклад жизни, нравы, привычки, условия быта, забылись многие православные традиции, и зачастую у тех, что остались, утерялась суть.

   Конечно, каждая эпоха хороша по-своему. Но, как ни крути, время то было суровое, тяжёлое, и это ещё больше осознаёшь, когда читаешь такие исторические документы. Думаю, ни один из нас не захотел бы в нём оказаться. Люди жили бедно, и о тех благах цивилизации, которыми современное поколение пользуется сейчас, живя в тех же деревнях, даже мечтать не могли – потому что они были для них за пределом фантазий. Работали на износ, а при болезни не у многих оставался шанс выжить, и помощи ждать было не от куда, только от Бога… И пусть сейчас, в 21 веке, мы тоже всегда находим, на что пожаловаться и чем быть недовольными, всё-таки не стоит забывать о наших не таких уж далёких предках времён царской России – живя в таких трудных временах, они умели любить, верить и находить поводы для радости…

Фото Татьяны СУХОВОЙ

Автор: Анна НАУМОВА