Медиакарта
0:57 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Сказка из детства

«Любите ли вы театр, как я люблю его? – спрашивал Виссарион Белинский. Нет, конечно, каждый любит его по-своему. У каждого человека с ним связано что-то своё, сокровенное. Международный день театра, который отметили вчера, – это прекрасный повод вернуться в далёкие 1960 годы, в наше детство, когда с замиранием сердца ждали мы, ребятишки, каждый поход в деревянный теремок.
…Он напоминал дворец из сказки – с его замысловатой архитектурой, башенками шпилями на крыше, затейливыми вензелями на наличниках окон. Нам, детям, поход в этот храм красоты и чего-то невероятного, что непременно должно было в нём случиться, запоминался надолго. А начиналось всё с вешалки-раздевалки, где у тебя вежливо брали пальтишко и уличную обувь, и взамен давали в руки номерок. Мы ходили в театр с нашей «классной», знаменитой тобольской театралкой, оставшейся поклонницей театрального искусства многие-многие годы, Ниной Петровной Колмаковой, или с подружками.
Как мы любили зеркальный зал с колоннами и паркетным залом! Переобувшись в туфли, нужно было идти по нему с великой осторожностью, так он блестел. Играл оркестр, взрослые кружились в парах. А дети проводили время по-своему, можно было идти от одной зеркальной колонны к другой и рассматривать себя с головы до ног. А ещё разглядывать портреты артистов, узнавая их по ролям в спектаклях. Или поднять глаза вверх в зрительном зале и долго любоваться огромной люстрой с множеством хрустальных подвесок. Поэтому детвора стремилась занять места на втором ярусе, на балконе. Сидеть в ложах нам было ещё не по статусу, но если удавалось, это было счастьем!
Не меньшим счастьем и чудом было увидеть театр по «ту сторону занавеса». А там, оказывается, был простой деревянный пол, местами некрашеный. Большой репетиционный зал и небольшие помещения неизвестного для меня предназначения. За сценой вился клубок из проводов, верёвок, какого-то реквизита, кулис, в которых можно было запросто заблудиться. Всё это посчастливилось увидеть во время подготовки и проведения отчётного концерта родной школы № 12, ведущей которого я однажды была вместе с одноклассником Сашей Швецовым.
В те времена отчёты о состоянии работы школьной самодеятельности проводились ежегодно. Сначала все школы демонстрировали это в театре при большой авторитетной комиссии. Позже право выступать на театральной сцене стали предоставлять только средним школам, а восьмилетние приглашали своих зрителей в различные клубы, благо тогда их было немало. Основная борьба за первенство шла между «первой» и «тринадцатой» школами, и мы старались всеми правдами и неправдами попасть на такие отчёты. Там можно было и услышать оперу «Мойдодыр» в исполнении учеников, увидеть сцены из балета «Лебединое озеро», где главную роль исполняла одна из дочерей известного в Тобольске педагога Александра Гилевич. Современным тоболякам и особенно приезжим трудно представить, что такое было в нашем захолустном, как они выражались, городке. Но надо помнить: Тобольск – город с глубокими театральными корнями.
Что запомнилось из репертуара того времени? Почему-то больше пьесы по А.Н. Островскому: «Свои люди – сочтёмся!», «Гроза», «Бесприданница», видимо, в те времена театр больше тяготел к классике. А ещё с театральной сцены звучали для меня чарующие аккорды известного гитариста А.М. Иванова-Крамского. Театр был местом встречи со знаменитостями. Мама с папой, например, в своё время встречались там с Мелитоном Кантария и Михаилом Егоровым, водрузившими на рейхстаге в Берлине знамя Победы. Там же проходили городские торжественные мероприятия, конференции, партийные пленумы.
И наше детство было украшено театром. Уходить после спектакля не спешили – не хотелось расставаться с бархатными креслами, «вкусным» буфетом, звучащей музыкой. Не хотелось расставаться со сказкой…

справка:
Впервые Тобольский театр упоминается в «летописи Сибирской» 8 (22) мая 1705 г. Основан театр митрополитом Филофеем (Лещинским).
Первоначально театр числился при семинарии и репертуар его был исключительно духовного содержания. Но с 1744 года начинают ставиться пьесы и светского характера, такие как: «Калиф на час», «Царь Максимилиан», «Фомка» и др. Во время правления губернатора А.В. Алябьева формируется первая постоянная труппа. При нём на Богоявленской улице в 1794 году было построено специальное театральное здание.
Тобольский театр посещали писатель и общественный деятель Александр Радищев, драматург Август фон Коцебу.
В 1899 году было построено новое здание театра (сгорело в 1991 году). Проект здания и смету безвозмездно составил губернский инженер Ф.Д. Маркелов.
25 декабря 1991 года тобольскому государственному драматическому театру было присвоено имя П.П. Ершова.

Автор: Татьяна Нагибина