Медиакарта
8:05 | 8 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

О ненадуманном былом

…Середина 80-х, конец октября. Оставались считанные дни до отлета на юг запоздавшей водоплавающей дичи. На удивление сильный западный ветер и солнце… Но как усидеть настоящему охотнику дома?! До следующей осени ждать придется долго. Обзваниваю друзей… Бросить всё и пуститься в поиск и романтику в такую погоду согласился Коваленко Александр Васильевич – заядлый и опытный охотник, проработавший после меня егерем на Белоозерском заказнике вместе с Дробышевским Владимиром Петровичем почти 13 лет. 

Больше надеясь найти крякву, наших или пролетных гусей – казарок, берем гусиные и утиные профиля, и, естественно, - «амуницию»: штыковые лопаты, патроны с дробью покрупней, одежду потеплей, на всякий случай - походную палатку, дровишек охапку, да в придачу лодку «Ерш» с веслами и подпирахами надежными. Ну, и конечно же, походный котелок, харчи и «сугрев». Все укладываем в кузов моего бортового УАЗа - на себе не тащить, а запас – он никогда не помешает.
В это время массовый пролет птицы с севера на юга - по полям и озеркам кормовым с оз. Черное на оз. Щучье, вот туда мы и туда покатили, уже заранее зная, какие хлебные поля остались не вспаханными...
Уже на границе с Частозерским районом, увидев выставленные профиля на стерневом поле, из любопытства подъехали к стану... Это были такие же непоседы - армизонцы Сироткин Евгений Иванович и Власюк Валерий. Разговорились… Оказалось, что они удачно поохотились с утра и уже собирались домой, посоветовав нам занять их места – мол, не пожалеете. Так мы и поступили - расставили свои профиля, заняли скрадки… Как вдруг из соседней деревни Лебяжье к этому полю, лязгая гусеницами, подошли два гусеничных трактора с навешанными плугами. Зябь будут поднимать! В сердцах сплюнув, стали «сматывать удочки»… И тут я вдалеке в лучах солнца замечаю в районе истока между оз. Черное и оз. Щучье пролёт неясных птиц, вроде как – чайки… Но там же нет озера! Давай-ка доедем, поглядим, да и развеем сомнения.
К нашей радости это был не мираж, да и не чайка, а… отборная, как в весеннем наряде, кряква, которая небольшими стайками по протокам, соединяющим оз. Черное с оз. Щучье, моталась туда и обратно. Причем обязательно садилась среди камыша и лабзы в образовавшемся плёсе чистой воды. Стало ясно, что перед отлетом она сбилась в стаю, нашла непаханое кормовое поле у видневшейся курганской деревни Щучье, да, набив полный зоб зерном и нацепив на лапы грязи, долетев до этой, самой ближней, плёсы, буквально падала, чтобы запить корм водицей, заодно уж освободив лапы от грязи. В то же время с озера Черное все время подлетали все новые и новые стайки.
Заскочив на машину, прикинул - до чистой воды не менее 200 метров, наметил ориентир и тут же поспешил промерять глубину, раскатав болотники. Метров через 70 пришлось ворачиваться - дальше надо будет пробираться на лодке с подпирахой. Посоветовавшись, решаем - будем штурмовать преграды, потому остаемся с ночевой… Засветло ставим палатку, обустраиваемся, ставим «Ерша» на ход, загружаем чучелами, патронами... Наспех, по-походному, перекусили и дружно впряглись в лодку: один спереди тянет за веревку, другой сзади подталкивает. Стоп! На всякий случай проверяем наличие документов на оружие и разрешение на «отпущение грехов» как на нашей стороне, так и на курганской. Дело в том, что в армизонской путевке пожизненно была норма отстрела 5 уток и 1-3 гуся, а вот в Курганской области с открытия разрешалось бить 10 птиц, в том числе и гусей, а с 20 октября вообще все ограничения снимались. К тому же, для местных путевка была не дорогой, а вот для «пришлых» стоила 300 рублей, да и еще не каждому давалась... Кстати, еще парадокс для примера: когда у нас в районе птицы было много - норма отстрела была 1 гусь, а сейчас, когда гусей не стало, в путевку пишут кому 3, а кому и 5 штук…
Ну, что ж, как говорится: везение - удел дураков, а охотник должен знать свое дело, потому – вперед, за удачей! Осторожно проходим, чтобы не упасть и не зачерпнуть в сапоги ледяной воды, половину пути и осторожно грузимся лодку. Я изо всех сил наваливаюсь на подпираху, а Васильевич старается веслом… И вот, когда уже до воды остается рукой подать, пошла лабза. Что ж - и на это есть опыт: подпираху вдоль лодки на лабзу, сам выскакиваю на нее, придерживаясь за лодку, чтобы чуть - что успеть заскочить обратно, и тяну за собой веревку, а напарник помогает веслом. Вот и плёсина!
И тут нашему взору предстала, как в той присказке, картина Репина - «Приплыли…», но – в хорошем смысле… Ветер гнет на той стороне релки, высокий камыш, а за ним и лабзой, в затишье, укрылись сотни кряковых! Пока разлетались, успеваем сбить штук шесть. Подбирать некогда, да и почти невозможно при таком ветре - нам бы самим укрыться и замаскироваться. Плёса продолговатая – метров 300, а шириной до 70. Под стену камыша выбрасываем чучела. На лабзе, как на земле, потому хорошо в камышах маскируемся и… охота началась. Чтобы не отпугивать птицу, не терять время, не бороться с волной и ветром, да и случайно не сломать или выронить подпираху или весла, а то останемся «зимовать», решаем птицу собрать, когда будем выплывать, в надежде, что к ночи ветер стихнет. Судя по тому, что даже днем утка «перла» на поля, не сегодня-завтра она сорвется на юга.
Александр Васильевич отработал 13 лет в заказнике, а я 3 года, но таких лёта и охоты можно было по пальцам пересчитать! У меня пятизарядка и патронов побольше, да и стреляю влет неплохо, потому бил быстро и часто, а Коваленко с двухстволки – пореже, и не дает уплыть подранкам, добивая на воде, потому от души и ругает меня, что не даю уткам садиться. Но охота - это еще и спорт, и азарт, да и не в моем стиле бить сидячих да лежачих. Стреляли на выбор только селезней, которых по окрасу, почти весеннему, было легко различить. Накатывала темнота, ветер не стихал, надо еще засветло выбраться с болотины, а патроны еще оставались… Было решено оставаться на завтра, заодно и уток соберем - дальше лабзы все равно никуда не унесет и воронье ночью не растащит, не расклюёт.
…Вечерок у костра после удачной охоты, да с хорошим товарищем, да под «боевые» 100 грамм – это, я вам доложу, в миллион раз прекраснее, чем посиживать у телевизора. Охотники меня поймут…
Подскочили задолго до рассвета. Ветер поутих, потому, перекусив и попив горячего чайку, поспешили на плёс… По пути собрали всех добытых уток и решили отсидеть ещё и утреннюю зорьку. Лёт начался раненько - кряква с озера Черное снова попёрла на поля, и уже к 10 часам утра патроны у нас кончились. Охота удалась – изрядное количество отборных крякашей было взято: есть что засолить и закоптить, можно и праздники встречать, и гостей будет, чем угостить...
Через три дня озера встали, утка ушла на юга – будем ждать следующей осени и надеяться на удачу…

Автор: Ю.Н. МАСТЕРСКИХ