Медиакарта
13:58 | 23 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Рыцарские страсти»: любовь боится повседневности

15:54 | 08 апреля 2019
Источник: Сельская новь

Блестящая премьера музыкальной комедии драматурга Валентина Красногорова "Рыцарские страсти" в постановке режиссёра Ольги Усольцевой состоялась на абатской сцене районного дома культуры 27 марта. Ураган страстей по-испански пришёлся зрителям по вкусу, о чём свидетельствовали полный зал и бурные аплодисменты зрителей.

Пьеса Валентина Красногорова "Рыцарские страсти" - о почти шекспировской любви молодых влюблённых из враждующих семей. Страсти кипят нешуточные, но это - не трагедия, а совсем наоборот! Современная постановка о любви облечена в форму испанской комедии "плаща и шпаги" с её интригами, роскошными костюмами, дуэлями, серенадами, похищениями и искромётным смехом. Актёры показывают зрителю, что от грустного до смешного всего-то один шаг. У авторов текста и музыки хорошее чувство юмора, поэтому спектакль наполнен шутками, весёлыми неожиданностями, забавной интригой, безупречной хореографией. Оптимизма для жизни зрителям добавляет счастливый финал спектакля.

Возможно, кому-то тема рыцарских романов может показаться несколько старомодной. Однако в постановке режиссёра О. Усольцевой, которая уже несколько лет весьма успешно работает с талантливым театральным коллективом с. Абатское, главные человеческие ценности так легко и убедительно вновь обретают свою актуальность. Бесстрашные рыцари, любовные страсти, атмосфера средневековой Испании будто напоминают современному зрителю о том, как важно уметь защитить свою любовь, не потерять её навсегда.

К слову сказать, пьеса была написана В. Красногоровым ещё в советские времена. Но критики говорят, что они "легко пересекают границы" и "принадлежат к лучшим современным пьесам". Действительно, имя Валентина Красногорова хорошо известно любителям театра России и многих зарубежных стран, хотя он не является профессиональным драматургом. Его пьесы поставлены более чем в 300 театрах, над их постановками работали выдающиеся режиссёры.

В спектакле занята почти вся труппа: Юрий Шишигин, Галина Кибирева, Виктор Портнягин, Владимир Сабанин, Галина Клишева, Валерий Струнин, Оксана и Василий Медведевы, Алёна Вьюхова, Дмитрий Кухта, Игорь Домнин, Александр Сартаков.

Сюжет "Рыцарских страстей" незамысловат. Юная Амаранта (О. Медведева) и молодой граф Дон Фелис (Д. Кухта) из знатных родов полюбили друг друга, вот только их семейства оказались против. Виной всему – 400-летняя вражда. Если бы не талмуды Архивариуса (В. Портнягин), никто из членов ни той, ни другой семьи не смог бы их вспомнить. Но, объясняет Барон (Ю. Шишигин) причины невозможности примирения - "четыре века вражды – это уже традиция. Её надо оберегать". Барон и Графиня (Г. Кибирева) объединяются против любви своих детей и придумывают хитрый ход, который им подсказал Монах (В. Сабанин): на год поселить их вместе. И уже очень скоро Амаранта понимает, что её возлюбленного интересуют только наряды, шпага и развлечения, он не владеет грамотой, с ним не о чем поговорить. А вот Дона Фелиса не устроило как раз то, что "она всё время читает".

Пикантность ситуации состоит в том, что пригласить Графиню в дом в роли своей кузины Барона принуждает не только забота о том, чтобы дочь не сбежала с любовником из враждебного клана, но и то, что заботы об Амаранте порядком утомили его, и, главное, вся эта обременительная история с повзрослевшей дочерью препятствует мирному течению его жизни, мешает отдаваться главным страстям – любимой псарне, охоте, шпагам и прочим удовольствиям.

Но это – только начало истории. И самое начало интриги, рассчитанной Монахом, как по нотам. Или, скорее, предугаданной. Во всяком случае, в том, что касается юной пары.

Постановка, несмотря на средневековые времена, насыщена житейскими мудростями и курьёзными умозаключениями, которыми герои то и дело сыплют в зал.

– Умная женщина стремится быть не первой у мужчины, а последней, – отмечает юная Амаранта на слова Графини опорочить возлюбленного.

– Жёны делятся на служебных и декоративных. Служебные сторожат дом и хранят верность, а декоративные капризничают, но придают лоск в обществе, – рассуждает Барон. 

Особую симпатию зрителей завоевал Монах, плут или мудрец, как вам будет угодно, в исполнении Владимира Сабанина. Его талантливая игра, неподражаемая актёрская харизма привели публику в восторг.

Выделялся Юрий Шишигин, сыгравший Барона. Внешне деспотичный по отношению к дочери, в душе одинок и уязвим. Совершенно особая, бьющая через край энергетика артиста, богатейшая мимика, целая палитра интонаций приковывали к нему внимание всякий раз, как он появлялся на сцене.

Во всех отношениях необыкновенно зрелищна была Галина Кибирева (Графиня). Красивая, статная, горделивая дама, любящая романсы. На мой взгляд, именно её манера держать себя на сцене создавала ощущения, моментами позволявшие окунуться в атмосферу спектаклей, что бывают на больших сценах с участием величайших артистов. Мимика актрисы была столь выразительна, что стал понятен весь смысл переданных ею слов.

Отдельное место в спектакле занял Виктор Портнягин, хотя его Архивариуса по сюжету вряд ли можно отнести к основным действующим лицам. Но то, как органичен он был, как в каждом жесте и каждой интонации читались талант и мастерство, не позволяет забыть его в ряду главных героев.

Артисты Галина Клишева и Валерий Струнин, составившие классическую пару Служанки и Капитана стражников, а также Игорь Домнин (слуга), дурачились от души, и являли нам тот сценический кураж, без которого нельзя представить истинный мюзикл.

Оксана Медведева, сыгравшая юную Амаранту, в первом акте, до начала года перемен, – воплощение юности и неопытности. Во втором акте рассеялись девичьи грёзы, а с ними - и нежность светлого кружева.

Дмитрий Кухта в этот раз сыграл Дона Фелиса, он обнаружил и явил зрителям абсолютно современные черты молодого, обеспеченного повесы, инфантильного и беспринципного. 

Спектакль наполнен любовью, поединками, испанской страстью, серенадами и куплетами. Новые грани своего таланта облачил в безумства странствующего поэта и рыцаря Василий Медведев. Этому актёру всегда присуща полная отдача, стремительность и азарт, умение так погрузиться в образ, что, похоже, он отрешался от всего, что существует вне сцены. Он был именно Доном Родриго, который во время исполнения своей роли заставил зал замереть и, возможно, позавидовать героям, которые так умели "сражаться и любить".

Запомнилось выступление пары, на какой-то момент захватившей своим танцем весь зал. Алёна Вьюхова в роли Элисы, служанки Амаранты, и Александр Сартаков в роли Педро, слуги Дона Родриго, хоть и не главные герои, держали зрителя в напряжении. Их дуэль со шпагами стала одним из самых ярких моментов спектакля. Какое-то время к этой паре было приковано внимание всего зрительного зала, причём задолго до того, как на несколько коротких мгновений они и их танец оставались на переднем плане сцены.

Вообще в театре очень много молодых артистов, и это с каждым годом становится всё заметнее. Как хорошо, что у нас есть кому и кого учить!

Оригинальные хореографические постановки, роскошные костюмы и красочные декорации с испанским колоритом делают спектакль "Рыцарские страсти" особенно ярким и запоминающимся. Современным актрисам пришлось постигать непростую науку - носить длинные платья, обращаться с веером, а актёрам – уметь фехтовать. Несмотря на сложности коллективу творческих людей, которые работали над постановкой, удалось качественно и профессионально воссоздать историческую атмосферу, свойственную Испании четыре столетия назад, передать её нравы и традиции, проявить своё мастерство.

Особый испанский колорит спектаклю придал хореографический ансамбль "Метелица" под руководством А. Вьюховой.

Восхищение вызвали декорации, созданные умелыми руками Е. Гусаковой, М. Грауберга, А. Бабина и Ю. Крапивина. Костюмы - отдельное эстетическое наслаждение, которое доставили зрителям костюмеры Н. Иванова и Ю. Донцева. Музыкальное оформление (песни, серенады), подобранное И. Кухта, органично влилось в канву спектакля.

"Рыцарские страсти" – это история почти шекспировской любви двух молодых людей, но заканчивается она не столь трагически. Она написана в жанре комедии, поэтому и финал у неё счастливый, однако немного неожиданный. И во время премьеры спектакля зрители в полной мере смогли оценить эту авторскую задумку, блистательно воплощённую артистами Абатского театра во главе с О. Усольцевой.

Музыкальный спектакль по жанру очень близок мюзиклу, поэтому музыкальных номеров было предостаточно, но пронзала всё действие и драматическая сюжетная линия, где игра и пение Амаранты, Дона Фелиса, Графини, Барона были в точном соответствии с режиссёрскими замыслами. Герои "Рыцарских страстей" доказали: ничуть не померкли главные ценности человеческих отношений - любовь, честь, рыцарство. Зрители с этим согласились.

Нельзя не признать, что это один из спектаклей, на который можно прийти всей семьёй, и каждый при этом сможет что-то для себя почерпнуть.

После премьеры глава Абатского муниципального района И. Васильев поздравил всех любителей театрального искусства с Международным днём театра и Годом театра в России.

- Как вы знаете, в Тюменской области самым народным театром является Абатский театральный коллектив "Альянс" как по заслуженному победами в конкурсах званию, так и по жизни. Однако, какие бы награды по итогам конкурсов и звания ни были, самую высокую оценку творческой деятельности ставит зритель, - сказал Игорь Юрьевич. - Сегодня на премьере спектакля в зале собрались более 400 зрителей, поделюсь секретом – на 29 марта, в день повтора, проданы все билеты. Это заслуга всех актёров и, конечно же, режиссёра Ольги Усольцевой.

Хочется отметить красиво оформленную декорациями сцену, костюмы, освещение и звук, но самое главное – это блестящая игра актёров и блестящая работа режиссёра.

Игорь Юрьевич поблагодарил актёров и режиссёра О. Усольцеву за спектакль и пожелал коллективу "Альянс" творческих успехов, побед и признания зрителей.

Приятно осознавать, что рядом с нами живут такие талантливые люди, которые собственными стараниями, затраченным личным временем и желанием доставлять радость людям вокруг, продолжают театральные традиции на своей родной земле.

29 марта состоялся повтор спектакля. Зал был переполнен и в этот раз. Спектакль с удовольствием посмотрели 832 зрителя.

Ю. Леонтьева

Фото автора