…За четверть века изменилось многое, ни что не стоит на месте, всё меняется. Насколько сегодня важно в работе депутата использование электронных правовых систем? Ответ на этот и другие вопросы дал депутат Тюменской областной Думы Владимир Ильич УЛЬЯНОВ.
– Владимир Ильич, помните свой первый рабочий день в областной Думе?
– Не только в Думе, но и в областном Совете народных депутатов, - представительные органы власти в нашем регионе начались именно с него. Это было 11 апреля 1990 года. А областная Дума собралась в первый раз 6 апреля 1994 года. Я хорошо помню первое заседание, потому что оно было действительно историческим. Тюменская область стала одним из немногих регионов России, где произошла передача полномочий совета народных депутатов областной Думе. Она стала правопреемником этого органа. Разрыва в существовании представительной власти у нас не произошло. Все решения областного совета по социальным и экономическим и другим вопросам остались в силе, и мы спокойно продолжили работать над ними. Это помогло удержать ситуацию в регионе под контролем.
– Какими рабочими инструментами пользовались депутаты областной Думы четверть века назад?
– Двадцать пять лет назад у нас был компьютер, ксерокс, ручка, печатная машинка и телетайп. В 1991 году, когда состоялся путч ГК ЧП, именно телетайпом мы рассылали во все территории наше решение придерживаться Конституции СССР и не считать ГК ЧП легитимным органом.
Вообще, впервые компьютер и ксерокс появились у меня ещё в Сургуте в 1989 году. Ксерокс был такой экзотикой, что уже через две недели у него закончился картридж – столько всего мы копировали! До тех пор копии делались вручную, на копирование одного дела у следователя могла уйти неделя.
На заседаниях Думы работали с бумажными сборниками, которые содержали тексты законов Российской Федерации, и сами публиковали принятые постановления на бумаге. Конечно, это была сложная работа, она требовала много времени. При этом одним из самых острых моментов было отсутствие информации о том, как решаются подобные вопросы на других территориях нашей страны. Хотя, в 90-е годы сформировались так называемые ассоциации территорий, и Тюменская область входила сразу в две – Сибирское соглашение и Уральское соглашение. Около десятка территорий в каждом. Примерно раз в месяц проводились общие встречи, где обсуждалась нормативная база, и можно было получить сведения о том, как обстоят дела в других регионах… Сейчас же наш аналитический отдел оперативно выдает справку о том, какие законы, на каких территориях приняты, какова практика законотворческой деятельности.
За четверть века ситуация поменялась в корне, и главное достоинство этих перемен в том, что освободилось огромное количество времени, которое мы раньше тратили на работу с бумагами, а сейчас можем посвятить его живому общению с населением, самообразованию или научной деятельности.
– Способствует ли Интернет повышению уровня юридической грамотности населения? Ведь, кажется, все необходимое для этого есть в сети…
- Уже 23 года я преподаю конституционное право в университете и обращаю внимание, что Интернет, к сожалению, не дает главного – не формирует способность анализировать информацию. Студенты не мыслят сами, а берут готовые ответы из сети, даже если это спорные ситуации. Но ведь лучше всего запоминается то, над чем ты размышлял, в отношении чего выработал собственное мнение… То же и с правовой грамотностью: нужно не только прочитать закон, но и понять, как он работает. Должен присутствовать процесс осмысления, анализа. В этом как раз и могут помочь справочно-правовые системы, в том числе «ГАРАНТ».
– Как давно вы работаете с «ГАРАНТом»?
– Уже довольно давно. Признаюсь, я работаю со всеми правовыми системами, которые существуют в России. Мне, как юристу, это очень интересно. Безусловно, у каждой есть свои достоинства, но хотелось бы пожелать разработчикам больше акцентировать внимание пользователей на аналитике по эффективности применения того или иного закона, значимости его для населения. Такая информация должна быть ориентирована не только на юристов, но и на обычных граждан, чтобы помочь в правовом просвещении.
– Какие возможности предоставляет депутатам областной Думы Интернет? Есть ли ограничения по ведению блогов, страниц в социальных сетях?
- У каждого депутата есть Интернет-приемная, большое количество обращений поступает по этому каналу связи. Хотя, надо заметить, сюда чаще всего пишут городские жители. В последнее время все активнее осваивают Интернет представители старшего поколения, например, во всех ветеранских организациях моих муниципальных районов есть компьютеры с выходом в Интернет.
Культура общения в сети в нашей стране еще только формируется, и не всегда она на высоком уровне. Не случайно одно из главных требований к депутатам сразу после неразглашения личных сведения – быть предельно вежливым и с коллегами, и с избирателями. И я, как член Комиссии по вопросам депутатской этики и регламентным процедурам, могу подтвердить, что этикет моих коллег в отношении избирателей всегда на высоте.
И все-таки Интернет не способен заменить личной беседы, встречи не только с депутатом, но и с обычным человеком. Возможность прямого общения – это самая главная ценность, которая у нас есть, давайте будем помнить об этом.