Вчера страна чествовала бойцов огненного фронта, умеющих создать заслон и укротить разрушительную силу огненной стихии. Пожарные всегда первые там, где людям нужна помощь в дыму и огне, в завалах разрушенных строений, в искорёженных транспортных средствах. Но, к счастью, пожары и ЧП случаются не каждый день. По обыкновению - это будничная, не громкая, лишённая всякой суеты работа, называемая дежурством…
Без десяти восемь утра. Ровно в восемь в отдельном пожарном посту Туртаса в составе 140-й пожарно-спасательной части смена караула, потому есть время задать пожарным пару другую вопросов. Сдает дежурство Евгений Слинкин. Старый знакомый. В позапрошлом году, когда был у них по такому же поводу, он также дежурил, тогда еще почти новичок. Помнится, говорил, что в пожарных он человек временный, вот окончит «Нефтегаз» и уйдет на вольные хлеба. Сегодня диплом в кармане, а он всё тут. «Пока тут», - подсказывает Евгений, но что-то с трудом верится в это «пока».
А сейчас ему надо сдать дежурство. Передать сменщику автомобиль, заправленный горючим и водой, готовый выехать по первому сигналу. Доложить также в Уват, что происшествий или чего-либо подобного за сутки его дежурства не случилось. А когда случилось в последний раз? Не так давно - в Туртасе загорелась баня. В полночь, точнее, без пятнадцати минут двенадцать, время они отмечают с точностью до минуты. Слинкин как раз дежурил. Один. В гордом одиночестве и выехал на тушение. «Не удивляйтесь, - засмеялся принимающий у него смену Анатолий Алексеевич Жариков. - У нас, если пожарный ушел в отпуск, водитель остается за себя и «за того парня». Потушили. По чьей вине загорелось? Это вопрос уже не к нам: инспекторы дознаются. Наше дело доложить диспетчеру. Однако про «гордое одиночество» забудьте. Если серьезно, всегда наготове два автомобиля. Объявлена тревога, значит, весь личный состав поста, а это 5 водителей и 4 пожарных, где бы не находились в поселке, прибывают к месту пожара. Мало того, если нужно подъедут расчеты из Увата, как бывало и не раз. Они и сами, случись что, помчатся на помощь тому же Увату.
- Анатолий Алексеевич, принять смену, это..?
- Это значит проверить всё ли на месте, в каком состоянии. Первым делом автомобиль. Затем начнется, собственно, дежурство. У телефона, вот он - на столе, номер 25-2-01. На него граждане сообщают о возгораниях. А если позвонят на 01, попадут на диспетчера в Увате, а уж тот поднимает нас. Кстати, так было и в случае с баней.
Из двоих выслуга лет по пожарной части наибольшая у Жарикова - в июне будет 10 лет. Тут надо бы поведать о героических схватках с огнем, о спасении людей из пламени и всяком таком на тему мужества, а он, представьте, буднично рассказывает, что каких-либо кардинальных изменений за эти годы не произошло: всё тот же автомобиль, тот же стол и телефонный аппарат. «Когда поступал, как раз угадал на капитальный ремонт здания. А в прошлом году своими силами провели косметический. Вот, пожалуй, и все события. Ах, да… прошлым летом установили на постамент автомобиль, как памятник пожарным нашего отряда».
Напомним, чем заслужил автомобиль ГАЗ-66 образца 1972 года такую честь? Оборудованный цистерной, он был боевым средством пожаротушения, состоял в дежурном расчете, принимал непосредственное участие в тушении пожаров и возгораний, прослужив на страже Уватского района более тридцати лет. Поначалу, приобретенный на средства сельского поселения, был зачислен в штат в Туртасе. Затем продолжил свой послужной список в Увате, Красном Яре и завершил его в Горнослинкино, где был заменен на современный автомобиль. Сегодня старичок занял достойное место там, где начинал свою службу. Образ ветерана пожаротушения на постаменте стал привычным, словно всегда тут и был. Смеются: правда, маленько мешает снег убирать…
Но шутки в сторону. Анатолий Алексеевич, взобравшись на крыло автомобиля, проверяет уровень масла и охлаждающей жидкости. ЗИЛ-131 стоит в гараже всегда заправленный - горючим, а в его цистерне залито 2600 литров воды и необходимое количество пены. Воду набирают в пожарных гидрантах, коих по поселку насчитывается 59. Искать их не приходится, все на доступном расстоянии, к тому же у пожарных есть «карта гидрантов».
- Сейчас в области объявлен пожароопасный период. Он налагает на вас какие-то дополнительные действия или особого рода ответственность?
- Главное не паниковать, не метаться. А из «дополнительного» у нас добавились переносные заплечные ранцы в машине. Применяем там, где не возможен подъезд к очагу возгорания, где сподручней справиться с огнем пешими. Если же говорить об ответственности, она у пожарных всегда особая - ответственность за жизни других людей.
Фото автора