Медиакарта
20:12 | 22 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Дети — счастье и надежда!

«На веку, как на долгом волоку» - эта народная мудрость очень точно выражает сложность судеб человеческих. Жизнь, к сожалению, идёт не только по прямой дорожке, и часто испытания, которые встречаются на пути, очень трудно преодолеть. Но если рядом любящие люди, то становится намного легче — есть с кем разделить радость и печаль.

Героиня моего рассказа Л.К. Турханских многое перенесла и многих потеряла за свои неполные 79 лет. Кажется, что все невзгоды, выпавшие на её долю, могли бы сломить любого человека, но она выстояла, потому что была не одна.

...Много лет назад, в 1940 году, в деревню Плоское по плановому переселению приехали двенадцать семей из Минской области.

-Мне тогда было всего девять лет, - вспоминает Лидия Казимировна, - прибыли мы седьмого августа, даже года не прожили на новом месте, как началась война. Многие из переселенцев вернулись обратно ещё до этих страшных событий, а у нас заболела одна из сестёр, и мы остались. Папу сразу забрали в трудармию, а старшую Лену увезли в город Челябинск на военный завод, где выпускали снаряды. Ей в ту пору было 14 лет, не выдержала она разлуки с родными и сбежала оттуда. Добиралась вместе с подругами до родных мест пешком по рельсам, и только ночами девушки боялись, что их поймают и вернут. Как смогли дойти до дому - одному Богу известно. Не успели прибыть, а их на третий день отправили на Андреевское озеро, где велись торфоразработки. Другую сестру, Галину, определили работать в заготзерно, а братика, уже где-то в конце войны, увезли трудиться на шахты. Мама одна с нами маялась все эти трудные годы. А отец-то чего, он же был хорошим мастером-маслоделом, его после возвращения с фронта отправляли в разные деревни, а он куда не поедет — там и женится. Так вот и остался в Прохорово, где обзавёлся новой семьёй...

Не обошла тяжёлая доля мою героиню, она сполна познала тяжёлый труд, ведь будучи двенадцатилетним ребёнком уже вовсю управляла гусеничным трактором.

-Зотей Петрович, мой наставник, бывало пойдёт обедать в вагончик, а меня посадит за рычаги, вот я и езжу. Прибыл как-то на поле уполномоченный из райцентра, видит, что трактор уже не один круг по пашне прошёл, а в кабине никого не видно… Долго смеялся, когда узнал.

Когда Лидии исполнилось 15 лет, её отправили на курсы комбайнёров, по окончании которых девушка стала штурвальным. После, по своей инициативе, выучилась на трактористку и трудилась на «колёснике». В 1950 году вышла замуж, родилась первая дочь Людмила, и спустя всего 27 дней вышла на работу дояркой.

-Было у меня 17 коров, а доить их надо было вручную, ох, и боялась я, - вспоминает Лидия Казимировна, - хорошо, что женщины мне помогли, так вот потихонечку и привыкла. Когда забеременела вторым ребёнком, мне предложили стать заведующей детским садом...

Оттуда она снова ушла в декретный отпуск… Потом уже чисто физически не смогла трудиться где-то кроме дома, ведь в семье Турханских было уже пятеро детей, а для них приготовить, постирать надо. Да и скотинки немало держали, огород тоже требовал ухода. В общем, крутилась как волчок.

-Доярок тогда не хватало, и когда шестому ребёночку исполнилось восемь месяцев, управляющий предложил выйти на работу, а мужу стали начислять "за нянечку". С тех самых пор и до ухода на пенсию, а это 15 лет, я доила коров. Дети наши, пять дочерей и четыре сына, выросли, обзавелись семьями, родились внуки. Только младшенькая жила с нами.

Радовались родители успехам детей, помогали им во всём, а Лидия Казимировна, находясь на заслуженном отдыхе, успевала ещё работать поваром на посевной и уборочной. Жила как все деревенские женщины — в труде. Но, как говорится, человеку в жизни отпускается столько испытаний, сколько он сможет вынести. Вот так, в один из весенних дней, сын Виктор, который жил в райцентре, приехал в родную деревеньку помочь сестре и зятю по хозяйству. А вечером отправился обратно, домой.

-К тому времени опустился такой сильный туман, - со слезами на глазах рассказывает моя героиня, - и я места себе не находила, неспокойно как-то на душе было - то и дело выбегала на дорогу...

Не обмануло предчувствие материнское: по дороге в Армизон сын попал в аварию. Оборвалась какая-то ниточка, которая помогала всю жизнь держать равновесие и не падать духом. Она как травиночка на ветру шаталась от горя, как плакучая ива обливалась слезами. У Виктора осталась молодая жена и маленький Сашенька, которому было всего четыре годика.

Но, видимо, это ещё не всё, что «приберегла» для неё судьба: вскоре умерла мама, а потом и муж. Потеря за потерей — утонул зять, погиб внук, у которого уже было трое маленьких детей. Казалось бы, кто сможет пережить столько и не сломаться? Да, не каждому дано. Но, видимо, за все несчастья Бог дал ей возможность всё-таки насладиться жизнью, ведь у неё 26 внуков и 25 правнуков, которые не забывают свою любимую бабушку, частенько навещают.

Долго мы говорили с тётей Лидой — поплакали вместе, посмеялись. Так получилось, что я родом из той самой деревни Плоское, в которой моя героиня прожила 69 лет. Она показала мне все свои награды, а их немало. Но, слушая её, я поняла, что самая большая награда для неё — дети, в них счастье и надежда матери.

-Для меня нет разницы дочь или сноха, сын или зять, просто семья наша стала больше, мы все любим друг друга. И несмотря ни на что, я благодарю Всевышнего за всё, что он мне отпустил в этой жизни... – сказала напоследок Лидия Казимировна.

Галина СИЗИКОВА

Теги: Семья