Медиакарта
14:33 | 2 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

Судьба оказалась к ней милостлива

Прошло 74 года с победного мая 1945-го. Родилось не одно поколение людей, не знающих тягот и ужасов военных лет. Пройдут ещё годы, сменится ещё не одно поколение, но память о подвиге наших прадедов, дедов и отцов будет вечно жить в сердцах. А выстраданный потерями и утратами День Победы останется символом гордости за тех, кто в самой тяжёлой, жестокой и кровопролитной войне отстоял свободу и независимость Родины, символом мужества, величия, силы духа и воли нашего народа, символом достоинства великой страны.

Сегодня в Уватском районе проживают 92 ветерана, из них 79 тружеников тыла, один житель блокадного Ленинграда, один участник войны, два бывших несовершеннолетних узника фашистских концлагерей.

Одна из бывших несовершеннолетних узниц фашистских лагерей жительница пос. Першино Леонила Константиновна Шеремет.

О концлагере Леонила Константиновна знает только по рассказам родных. Что может помнить о том страшном времени ребенок, которому едва исполнилось два месяца.

Матери Леонилы Константиновны вместе с семерыми детьми, младшая из которых была Леонила, как и многим жителям станицы Голубицкой Краснодарского края, не удалось избежать чужбины. С собой разрешили взять по небольшому узелочку с самым необходимым и продуктами.

«Наша семья старалась держаться поближе к семье тети Тони, материной сестры, у которой на руках было двое детей, - поведала Л.К. Шеремет. - Когда нас пригнали на станцию Джанкой, то старших сестер отправили поездом в Германию. А женщин с маленькими ребятишками должны были отправить морем.

В трюмы пароходов с красным крестом на борту загружали раненых немецких солдат и военнопленных, а на палубу запихивали женщин с детьми, служивших при налетах авиации прикрытием. Чтобы оказаться вместе на одном пароходе, всё, что было с собой ценное, мама и тетя Тоня отдали распоряжающимся на погрузке полицаям. Немцев в порту было немного, куда больше было предателей-полицаев с собаками, которые зверствовали хуже фашистов».

Как оказалось, «жертва» сестер, стремящихся и вдалеке от дома поддерживать друг друга, была напрасной: тетю Тоню с детьми отправили в чужие края ночью, а Леонилу с братишкой и матерью увезли в лагерь на Западную Украину, где они ожидали своей очереди отправки.

Забегая вперед, скажу, что спустя не один десяток лет выяснилось, что тетка с семьей после войны оказались в Америке. Но связь в советские годы с американским континентом было поддерживать почти невозможно, и всё общение сошло на нет.

«Пленных, содержавшихся в наскоро сколоченных бараках, было очень много. Их морили голодом. Тех, кто приглянулся местным зажиточным хозяевам, сотрудничавшим с немцами, отправляли из лагеря на работу. Работали бесплатно, но иногда хозяева давали что-нибудь поесть, - продолжила ветеран. - Мама была небольшого роста и худенькая, ее редко брали на работу. Когда же она уходила, то за мной присматривал четырехлетний брат и сердобольные женщины. Если за работу матери перепадали хлеб или какие-то объедки, то она несла их в лагерь, чтобы накормить нас, совсем отощавших детей. Но пронести съестное удавалось редко: конвоиры отнимали принесенное и, издеваясь над заключенными, кидали его собакам. Если же собаки отказывались есть, то только тогда разрешали подобрать принесенное.

Подход наших войск оказался таким стремительным, что узников не успели ни вывезти на чужбину, ни уничтожить. Даже архивы остались целы. Благодаря сохранившимся документам, в 2007 году меня признали узником фашистских лагерей.

Когда 27 сентября 1943 года нас освободили, то мы отправились с Украины домой пешком. Как ни трудно было добираться, а свобода придавала сил. Мама и братишка несли меня на руках. Мама очень плакала, не зная, живы ли ее старшие дочери, увезенные в Германию. Но судьба оказалась милостива: сестры, хотя и не скоро, но вернулись домой. Отец, весь израненный, вернулся после скитаний по госпиталям только в 1946 году, а летом 1947 года умер.

На месте нашего дома зияла большая воронка. После бомбежки не сохранилось ни одной стены, поэтому, вернувшись домой глубокой осенью, мы какое-то время жили у приютивших нас родственников. Они обогрели нас, одели во что смогли и поделились последним. Так и жили. Главное, что был кров над головой.

А к весне мы углубили воронку от бомбежки и переселились в вырытую землянку. Во время дождя всё заливало. Чтобы от земли было не так холодно, спали на ящиках из-под снарядов. Затем нас забрали к себе родственники в соседнюю станицу. Когда старшие сестры вернулись, то сразу же пошли работать, и семье стало чуть полегче».

Как показало время, Леонила, двухмесячный ребенок, выжила, чтобы дать жизнь замечательным детям и внукам, ставшим не только гордостью семьи, района, но и страны.

Внук Иван Бузолин является мастером спорта международного класса по легкой атлетике, серебряным призером чемпионата Европы, участником Олимпийских игр в Пекине. Младший Максим окончил Ульяновское высшее авиационное училище, будучи курсантом завоевал первое место по волейболу в спартакиаде России среди училищ. А сегодня Максим Бузолин - капитан воздушного судна «Боинг» индонезийской авиакомпании «Lion Air».

Уватские внуки радуют бабушку своими спортивными достижениями. Владимир и Анна Шеремет - восходящие звезды в плавании. В их копилке уже немало медалей разного достоинства с областных и всероссийских соревнований.

Хранителями истории семьи, с той горькой военной страницей, станут потомки Леонилы Константиновны.

Фото автора

Автор: Лариса ФИЛАТОВА