За последнее время «неприличное» поведение цен на продукты или коммунальные платежи не обсуждает только ленивый. Что происходит на вторичном рынке жилья и можно ли верить тому, что в связи с объявленным кризисом недвижимость катастрофически дешевеет?
Видимо, не напрасно говорят в народе, что покупатель и продавец – это два, извините, дурака: один назначает цену, второй решает - «брать - не брать?». Про «ценовой потолок» говорить также сложно, ведь все зависит от того, как быстро собственник хочет «уйти в деньги», и насколько желающему приобрести квартиру интересна именно эта жилплощадь.
Однако нет ничего лучше, чем конкретные примеры, и мы выбрали самый простой и результативный способ: поговорили с теми, кто приобрёл желанные метры в одно и то же время.
Три года назад две жительницы райцентра купили трёхкомнатные благоустроенные квартиры, одинаковые по площади. Одна за жилплощадь отдала 350 тысяч рублей, другая - в два раза меньше - 170. Так как обе «благоустройки» нуждались в ремонте, обладатели новых апартаментов совершили одинаковые действия: вставили пластиковые окна, поменяли двери, обновили сантехнику, «наложили косметику». Правда, хозяйка более дорогой квартиры вдобавок заменила систему отопления и электропроводку, выровняла потолки, стены, облагородила ламинатом пол, утеплила балкон, упаковав его в пластик, установила новое оборудование на газ, свет, воду… Любопытное наблюдение – у той и другой ремонт вылился в… первоначальную стоимость квартиры. На сегодняшний день они оценивают свои апартаменты в полтора миллиона рублей.
После того, как в стране заговорили о мировом кризисе, у нас в районе рынок недвижимости отнюдь не замер. Наивный прогноз, что цены на жильё тут же «упадут» в разы, не оправдался - ничего подобного не произошло, и финансовая нестабильность никоим образом не снизила темпы покупки и продажи. Однако некоторые все же упорно считают, что стоимость жилья в настоящее время существенно «просела». Чтобы убедиться или опровергнуть мнения граждан, мы взяли нашу газету с объявлениями о продаже недвижимости и позвонили по указанным телефонам. «Двушку» в центре села (без стеклопакетов и со старой сантехникой) продают за 800-900 тысяч рублей, за «трёшку» просят миллион двести. За отдельный дом с печками и большим огородом запрашивают 100 тысяч, с газовым отоплением – 450.
Рождается вопрос: почему цена «благоустройки» в сельской местности примерна такая же, как и в городе? Некоторые «собственники» во всём «винят»… сертификаты, которые выдаются молодым семьям в рамках всевозможных программ, касающихся приобретения жилья. Что в городе, что на селе – сумма абсолютно одинаковая. Кроме того, затраты на ремонт ничем не отличаются. Торговцы плитки, обоев, гвоздей, краски, пластика и т.п. не делают скидку деревенским жителям. Отсюда и равновесие. Соглашаться или спорить с этим сложно, ведь и сама процедура сделки непрозрачна. Несмотря на то, что оценщики говорят адекватную цену на конкретный объект в конкретном месте, продавец просит намного больше. Так, сегодняшняя цена на «благоустройку» непременно «крутится» вокруг миллиона и в итоге «зависает» над финансовыми возможностями большинства граждан.
При любом раскладе падения цен на «жилые квадраты» ожидать не стоит, а вот станут ли они ещё дороже – покажет время. «Квартирный вопрос» по-прежнему остаётся самым «больным» вопросом… Впрочем, так было всегда.
Александра КРИСТОВИЦКАЯ