Медиакарта
4:27 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Москва - Саратов

Первый «налёт» на Москву 21 июня 1941 года врезался в память четырёхлетней Томе не только страшным воем сирен, взрывами, но и потому, что мама уложила её и старшую шестилетнюю сестру Клару на кровать и накрыла всеми подушками, что были в доме.

После этого москвичам сообщили, что это были всего лишь военные учения. А на следу- ющий день из радиоэфира узнали о начале войны.

С надеждой на лучшее. Тамара Дмитриевна Курсакова помнит, что рядом с домом проходила железная дорога и из окон было видно, как составляются вагоны-теплушки. В них-то 18 июля семья Родионовых и выдвинулась на юг страны. Маме выдали эвакуационный лист и 200 рублей.

Семьи распределяли по родственникам. Так, вместо Пензенской области Тамара оказалась на малой родине отца – в Саратовской, в городе Ртищево. Ещё в Москве их предупредили, что много вещей с собой брать не надо, всё это продлится не более двух месяцев, и они вернутся обратно. В надежде на лучшее семья так и поступила.

Жизнь в эвакуации.  Всю дорогу до Саратова поезд обстреливали с воздуха. Дети спали на верхних полках, а взрослые внизу, из-за постоянного покачивания Тома уснула и свалилась на женщину. Та спросонья закричала: «Бомбёжка!», в вагоне началась паника, открыли даже задвижки дверей, но вскоре поняли, что случилось, и потом очень долго хохотали.    

Город Ртищево расположен в 400 км от Волгограда и Курска. Жила семья в большом бараке с длинным коридором, а возле него стояла зенитная установка. Тамара Дмитриевна очень хорошо помнит ежедневные бомбежки, так как именно здесь, около их барака, находилась узловая станция, которую немцам просто необходимо было уничтожить, чтобы отрезать все пути к этим городам.

Ребятня без дела не сидела – помогали в медсанбате, устраивали концерты, где петь и плясать приходилось и Томе. Больше всего запомнилось ей, как заполняли кисеты. Девочки постарше шили их, сажали табак, а малышне приходилось мять его и раскладывать. Взрослые затем писали героические письма солдатам, и такие посылки из военкомата доставлялись на фронт. Так прожили в эвакуации четыре года.

Радость мирной жизни. В последний день войны мама разбудила своих девчонок, и они вместе побежали слушать сообщение по большой чёрной тарелке, из которой голос Левитана известил о конце войны.

Составы с солдатами, возвращающимися домой, шли каждые 15 минут. Засовы эшелонов были украшены березовыми ветками, в каждом проёме звучали песни, везде слышался аккомпанемент гармошек, баянов, аккордеонов. Повсюду были рассыпаны трофейные белые листки. Любой русский солдат знал, что советские ученики пишут на газетах между строчками напечатанного текста, поэтому и скидывали в каждом населённом пункте чистые белые листки.   

Шести человек недосчиталась семья в конце войны, но оставшиеся всегда собирались у дяди Николая – боевого лётчика, и Тамара Дмитриевна была завсегдатаем этих посиделок.

Автор: Светлана НЕСТЕРОВА /фото автора/