Не у каждого из заводоуковских сёл можно назвать дату основания с точностью до дня. Приятное исключение – деревня Покровка. Местные краеведы уверены, что на карте Сибири она появилась в октябре 1911 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы.
Правда, сейчас многие считают деревню… улицей Покровской села Шестаково. Надёжный мост связал берега реки Бочанки, по которому каждый день деревенские ребятишки спешат в сельскую школу. Сегодня покровцы живут в Шестаково, а шестаковцы – в Покровке. А ведь чуть более полувека назад не было лада между соседями.
– До 1960-х годов деревенские дрались с сельскими, почитай, каждый праздник. Первые не могли забыть, как неласково встретили их старожилы в далёком 1911-м, – рассказывает Надежда Дормидонтова, учительница Шестаковской школы. Надежда Гурьевна показывает большой альбом со старыми фотографиями, газетными вырезками, записями не одного поколения местных краеведов.
Больше века назад потянулись в Сибирь столыпинские переселенцы. Две группы таких самоходов из Могилёвской губернии и села Ольгино, что под Уфой, приехали и на заводоуковскую землю. Что сподвигло отправиться в дальние края могилёвцев, Надежда Гурьевна не знает, а вот уральцев погнало на восток безземелье. Село Ольгино – заводское, здесь были княжеские медеплавильный да винокуренный заводы, а вот пашни не хватало. Вот и польстились мужики на рассказы об обильной землице Сибири.
Но местные приезду переселенцев были не рады. Земли для самоходов на левом берегу Бочанки не нашлось. Пришлось им селиться на правом, а там – не знаменитый заводоуковский чернозём, а обычный для этих мест песочек…
Так и возникла в наших краях деревня, названная в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Переселенцы всем миром валили лес, копали землянки, строили первые пятистенки. Уральцы селились на улице, которая сейчас называется Покровской, могилёвцы – за оврагом, в «Хохлах».
А ещё в Покровке всегда жили… цыгане. Один из немногих документов, рассказывающих об истории деревни, как раз и упоминает восемь цыган, осевших здесь в 1920-е годы после ухода табора. Но связи с родственниками они не теряли. Надежда Гурьевна вспоминает, что пёстрые кибитки появлялись по соседству с деревней, почитай, каждое лето.
Жизнь новосёлов была не сахар. Многим пришлось идти в батраки к шестаковцам. Зато когда пришла пора коллективизации, раскулачивать в «бедняцкой» Покровке было некого. Те, кто не желал артельной жизни, вернулся на Урал, а остальные объединились в коммуны, из которых вскоре вырос колхоз «Прогресс».
Куда больший удар по деревне нанесла Великая Отечественная война. После ухода мужчин на фронт работников осталось так мало, что вскоре покровский колхоз объединили с шестаковским, который стал называться «Первая пятилетка». А ещё в 1941 году в деревне появились немцы-спецпереселенцы. К Симоновым и Маляшовым, Головым и Бабушкиным добавились Вербахи и Вайсбахи, Кайсты и Майбахи…
Краевед Надежда Дормидонтова показывает мне самодельную карту. На ней Покровка такая, какой её запомнила мама Надежды Гурьевны Зинаида Маляшова: два моста, мельница, большой детский сад-ясли, 49 дворов…
Сегодня в деревне в 28 домах проживают 80 человек, а на остальных заброшенных подворьях ветер играет ставнями опустевших изб. Пенсионеров и детей в деревне не так уж много – в основном жители в расцвете лет. Многие покровцы ездят на вахту, работают в других сёлах округа. Но есть и те, кто трудится в ЗАО «Шестаковское». Один из них – Александр Маляшов.
Александр – коренной покровец. В этой деревне, в отчем доме, где он сейчас растит своих сыновей, живёт уже чётвёртое поколение его рода. А супруга Юлия – шестаковская. От былой вражды самоходов и чалдонов и воспоминаний не осталось. Теперь это их общая земля, малая родина!
– Мы в своё время по области тоже немало поколесили, в Ялуторовске пожили, – говорит Александр. – Да только везде чувствовали себя на птичьих правах. А здесь – работа, дом, хозяйство…
Хозяйство, надо сказать, немаленькое – 48 соток огорода, коровы, свиньи, овцы, куры – только успевай поворачиваться! А вот дедов домик для большой семьи стал маловат. Но Александр старые стены уже обустраивает по-новому, думает и о пристрое к дому. По давней крестьянской привычке надеются Маляшовы в первую очередь на свои силы. А как же иначе – сыновья Коля и Женя подрастают – будущее Покровки…