Медиакарта
16:33 | 28 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Выбор, определивший судьбу

Не один десяток лет Тамара Михайловна Дворцова отдала педагогической деятельности, и ни разу об этом не пожалела. А ключевую роль в этом сыграл её отец Михаил Семёнович Горьков, в своё время настоявший на поступлении в педучилище. 

До революции семья Горьковых жила в Костроме. В наши края, а именно в д. Вьялково, переехала, как предполагает собеседница, после 1917 года. По каким причинам она оказалась в Сибири - никто теперь точно сказать не может. Но из воспоминаний родственников известно, что дед Семён и бабушка Надя были «единоличниками». Он катал валенки, ловил рыбу, изготавливал железные колёса для гужевого транспорта, одним словом – обеспечивал семью тем, что умел хорошо делать, а жена воспитывала детей и вела хозяйство… И то, что они отказывались вступать в колхоз, напрямую отразилось на дальнейшей судьбе их сына...

Михаил, как и все его ровесники, проходил службу в рядах Красной Армии, которая, правда, длилась целых десять лет. Вернувшись домой, он повстречался с будущей женой Агафьей, внучкой священника. После женитьбы молодые перебрались в райцентр, устроились на работу: он - бухгалтером в сельпо, она – счетоводом… Но недолгим было семейное счастье: в 1936 году Горьковых, как «неблагонадёжных», выслали в Новосибирскую область. Вот там 15 июля 1937 года на свет и появилась дочь Тамара.

«- Рано утром, ещё до выгона коров в стадо, меня будила мама: «Вставай, Тамара! Пора!», - вспоминает собеседница. – Ничего толком не соображая, брала тележку с сетями и везла к деду Семёну на озеро».

- Мне шёл второй год, когда мы приехали в Армизон, - рассказывает Тамара Михайловна. – А вскоре родилась сестра Лида. Маме надо было выходить на работу, а нас не на кого оставить, поэтому пришлось перебраться во Вьялково к бабушке Марине.

Казалось бы, наконец-то, всё стало налаживаться, подрастали дочки, но не тут-то было - в 1939 году главу семейства забрали на «финскую» войну. Без него уже родилась третья дочь... Встреча с семьёй произошла весной 1940-го. Год мирной жизни, и опять война, но уже с фашистской Германией. Михаила Семёновича призвали в ноябре. На тот момент Томе исполнилось четыре годика – на её долю сполна хватило испытаний. Со временем и у маленькой девочки появились некоторые обязанности по дому.

- Рано утром, ещё до выгона коров в стадо, меня будила мама: «Вставай, Тамара! Пора!», - вспоминает собеседница. – Ничего толком не соображая, брала тележку с сетями и везла к деду Семёну на озеро, где тот рыбачил, - отдавала снасти, забирала улов и возвращалась домой. Один раз так и не добралась до места - заснула под тележкой. Хорошо, что пастух разбудил.

Весной её устроили в бригаду по выращиванию табака... С трудом представляю девчушку, совсем кроху, которой ещё не исполнилось и пяти лет, работающей в поле наравне с женщинами! Но дети тогда быстро взрослели.

- Самой, конечно, мне было бы не справиться, - продолжает разговор Тамара Михайловна, – напарница помогала, - объясняла, как делать лунки, сажать. Она же и воду приносила на полив, а я уж ковшиком разливала. В августе начинали убирать табак, но уже без меня, потому что не хватало сил выдернуть его с корнем и разрубить пополам. Обычно привлекали на сушку, когда пучки свозили в специально оборудованный для этого сарай, в котором из жердей и строили, так называемую, сушилку. Я вскарабкивалась наверх, где ровным слоем раскладывала табак, чтобы он хорошо проветривался. Так всю войну и работала. Когда в 1945 году надо было идти в первый класс – я заболела малокровием, и первые две четверти провела дома на печке. Иногда учительница приходила - что-то объясняла, мама помогала, одноклассники забегали. Училась охотно и практически на одни пятёрки. Окончив начальную школу, продолжила учёбу в Прохорово, там тогда семилетка была. Папа очень хотел, чтобы его дети получили хорошее образование, а потому решил, что я должна пойти в восьмой класс Армизонской школы.

Но в августе, когда Тамара гостила у деда Семёна в Норном, куда он к тому времени перебрался, за ней приехал отец...

- Всем высшее образование не дать – сил не хватит, а средне-специальное надо получить, - сказал тогда Михаил Семёнович. – Поедешь учиться в Тюменское педагогическое училище. А там уж как хотите.

В город Тамара отправилась в сопровождении отца. Когда ему настало время возвращаться домой, дочь заявила, что тоже с ним поедет…

«Кто бы мог подумать, что работа с детьми станет её призванием, смыслом всей жизни, без которой она себя и не представляет». 

- Потом явилась на зимние каникулы. Зачем спрашивается? - продолжает собеседница. – Опять папе пришлось меня везти на лошади: на ночь останавливались в Иваново, а утром ехали дальше. Вот не согласись он тогда - и не получила бы никакого образования.

Зимние путешествия не прошли для девушки даром, как и простуда, полученная годом ранее, когда на озере одной ногой провалилась в прорубь. Ночью бредила, кричала, напугав отца до полусмерти. Но, казалось, всё обошлось… 6 марта 1953 года в училище были отменены занятия - всех учащихся собрали в актовом зале, чтобы сообщить, что умер Сталин. Там Тамара и потеряла сознание - её увезли в больницу, где диагностировали воспаление лёгких.

После выписки она с головой окунулась в учебный процесс, без труда наверстав пропущенные знания. Ей всё было интересно, поэтому охотно выпускала стенгазету, вела классный журнал, очень любила зимой после занятий кататься на коньках, которые называли «снегурочки». Студентам выдавали их бесплатно… А ещё с удовольствием освоила такие музыкальные инструменты, как мандолина и альт. В составе струнного оркестра выступала с концертами по деревням, на всевозможных праздниках, открытии заводов и других предприятий. Так увлекательно и насыщенно пролетели четыре года учёбы, ставшие одними из ярких и запоминающихся страниц жизни.

«- Всем высшее образование не дать – сил не хватит, а средне-специальное надо получить, - сказал тогда отец Михаил Семёнович. – Поедешь учиться в Тюменское педагогическое училище».

После дипломной практики Тамару хотели оставить в городской школе №9, даже подыскали жильё, но учителя требовались и в Армизонский район. Молодого педагога направили в Большой Кайнак, где отработала четыре года. Потом в Прохорово замещала преподавателя русского языка и литературы в 5 классе, после чего перевели в Армизонскую школу на 4 класс. На следующий год думала, что наберёт первоклашек, но ей предложили вести (временно) уроки русского языка и литературы…

- Якобы - на неделю, а в итоге вышло насовсем, - вспоминает Тамара Михайловна. – Так и пошло – сначала пятые классы, потом седьмые, восьмые… В 1961 году с сестрой Лидой, которая жила в Тюмени, решили поступать в институт, и почему-то в Ишимский. Купили билеты на самолёт (да, была такая возможность), прилетели туда, добрались до адреса, а там - полуразрушенное здание с покосившимися дверьми и выбитыми окнами. Разгром, как после войны. О, мама родная! Чему мы тут научимся?! Не стали даже заходить. Так и вернулись ни с чем. Лида в этот же год поступила в Тюменский институт, а я только на следующий. Учиться надо было 6 лет, моё же обучение длилось десять - замужество, рождение ребёнка… Так получилось, что долгое время вообще не ездила - хотела уже бросать, но директор заочного отделения не позволил этого сделать… И Тамара Михайловна сейчас безмерно благодарна и ему, и отцу, Михаилу Семёновичу, в своё время настоявшему на учёбе.

Кто бы мог подумать, что работа с детьми станет её призванием, смыслом всей жизни, без которой она себя и не представляет. Через её руки прошла не одна сотня учеников, для которых она была строгим, но справедливым наставником, настоящим другом. Кто-то даже пошёл по её стопам и окончил пединститут. Часто бывшие ученики называют её второй мамой и до сих пор общаются, перезваниваются, приглашают на встречу выпускников. Спустя годы, они понимают, что за требовательностью было желание воспитать достойных людей, дать как можно больше знаний и привить интерес самостоятельно их «добывать». Прав был Д.И. Менделеев, когда сказал: «Вся гордость учителя – в учениках, в росте посеянных им семян».

О том, каким педагогом была Тамара Михайловна, говорят её награды - «Отличник просвещения СССР», «Старший учитель», «Ветеран труда»... Она бережно хранит школьные фотографии, посвящённые ей стихи, поздравительные открытки, письма и подарки. Есть о чём вспомнить долгими зимними вечерами.

Автор: Лариса ЛАПУХИНА